Прошлись мы, сколько смогли, по набережной Волги, теперь походим по городу. Поднимаемся по Ленинградской улице. Далее, в начале спуска, пешеходная зона. А спуск (подъем) неплохой.

Птичий квартал – это около 150 почтовых ящиков, которые собирали по всему историческому центру, которые висят на улице Ленинградской. Там должны были поселиться птицы, у подножия этой стены был высажен виноград, трава. Когда трава должна была оплести ящики – там должны были поселиться птицы.
Но вскоре автор Андрей Сяйлев художник обнаружил, что клумба уничтожена, а на месте находится строительная техника. Подрядчик признался в том, что понятия не имел о том, что в этом месте находится часть художественной композиции, однако пообещал все восстановить. (https://www.samara.kp.ru/daily/28359/4507488/)
Дикие люди, никакого художественного вкуса. Искусство же, понимать надо…



Внушительный памятник.
Бронзовый памятник дяде Степе высотой почти шесть метров создан скульптором Зурабом Церетели. Он установлен в 2015 году в центре города на улице Ленинградской в пешеходной зоне на пересечении с улицей Молодогвардейской. Это так называемый «Самарский Арбат», где всегда много горожан и гостей Самары.
Прообразом бронзового дяди Степы в Самаре стали иллюстрации к первой детской книжке Михалкова 40-х годов прошлого века.






Жарковато сегодня. Голуби купаются в фонтане на Ленинградской улице. Хорошо-то как!

Дойдем по улице Фрунзе до Литературного сквера.
Литературный сквер с памятником писателю Алексею Толстому появился в Самаре в начале сентября 2024 года. Находится он на улице Фрунзе – справа от Литературного музея (музея-усадьбы А.Н. Толстого).








Совсем рядом с Буратино.
Католический храм Пресвятого Сердца Иисуса Польским костелом — его построили представители самарской католической общины, большинство из них были поляками. В начале XIX века они возвели деревянную церковь, а в 1902 году под руководством самарского архитектора Александра Щербачева началась закладка нового, каменного храма.




Сквер Аксаковых расположен на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе — напротив «Музея Модерна» (особняк Курлиной). Именно на этом перекрестке когда-то стоял дом, где жили Аксаковы.
Сперва он принадлежал сыну писателя Сергея Аксакова, почетному гражданину города Самары, самарскому губернатору Григорию Аксакову, а позже его дочери — Ольге Аксаковой. Именно ей, своей внучке, посвятил знаменитую сказку «Аленький цветочек» великий русский писатель.
В 1930-х годах здесь открыли сквер с пятью фонтанами и массивными бутовыми лестницами по проекту Петра Щербачева, но со временем историческая территория пришла в упадок. В основу концепции обновленного сквера стала знаменитая сказка.
В углу сквера, справа от центрального входа с улицы Фрунзе, расположена сама «семья» Аксаковых — скульптура работы И.И.Мельникова. В центре ее — Сергей Тимофеевич, его образ сделан по портрету Крамского, который, в свою очередь, был написан по дагерротипу 1850-х годов.
Слева от него стоит Григорий Сергеевич — в то время он готовился занять пост самарского вице-губернатора. Перед ними с «аленьким цветочком» в руке стоит Ольга Григорьевна, будущая хозяйка дома.


А теперь на площадь Чапаева.

Самарский академический театр драмы имени М. Горького — один из старейших драматических театров России.
Основан в 1851 году. Историческое здание театра, построенное в 1888 году, является объектом культурного наследия народов России федерального значения.


Памятник герою Гражданской войны Василию Ивановичу Чапаеву установлен в 1932 году к пятнадцатилетию Октябрьской революции на площади, которая до этого момента носила имя Парижской Коммуны.
Над созданием трудились архитектор Иосиф Лангбард и скульптор Матвей Манизер (он же создал в Самаре памятники Куйбышеву и Ленину). Манизер впервые в истории советского искусства решился на создание конной многофигурной скульптуры.
Среди фигур: комиссар, боец – башкир, крестьянин – партизан, грузчик – татарин в разорванной рубахе, женщина в косынке, красноармеец и Чапаев на вздыбленном коне с саблей. Образы для памятника были взяты с конкретных участников гражданской войны.
Для создания лица Чапаева Манизеру позировал сын Чапаева, Александр, внешне похожий на отца.



Один из ярких архитектурных памятников Самары — дом дворянина Ю.И. Поплавского, расположенный на улице Фрунзе — был построен в 1899-1902 годах. Это живописное двухэтажное здание в стиле эклектики, возведенное по проекту известного самарского архитектора А.А. Щербачева.
Деревянный особняк Ю.И. Поплавского являет собой один из ярчайших примеров совмещения декоративных элементов, так называемого, «русского стиля» с классической формой.

И пости заканчиваем нашу прогулку по Самаре. У Дома офицпров несколько интересных скульптур.
Константин Батюшков стал прообразом для памятника гусарам и офицерам знаменитого 5-го Александрийского полка. Их называли «черные гусары» из-за цвета формы, а ещё именовали бессмертными за храбрость и умелое ведения боя. Полк сформированный ещё при Екатерине 2 был элитный частью Конной Гвардии русской императорской армии. Самара стала последним местом дислокации воинов.





И напоследок.
Самарский академический театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича — музыкальный театр в Самаре. Основан в 1931 году, первый сезон открыл оперой Модеста Мусоргского «Борис Годунов», первой балетной премьерой 3 июля 1931 стал «Красный мак» на музыку Рейнгольда Глиэра.
18 февраля 1982 года театру присвоено почётное звание «академический». В 2022 году театру присвоено имя композитора Дмитрия Шостаковича.





Вот и все. Направляемся в Саранск. Быстро проезжаем Тольятти, даже цеха ВАЗа увидели. А на Жигулевских горах, к сожалению, не побывали.
