По Петербургу Достоевского: у Сенной площади.

У Питера, наверное, есть два центра (или два сердца). Один — образцовый и привлекательный — это для туристов, как бы интересующихся архитектурой и историей. Другой Питер — совершенно неприметен, там постоянно ходят люди, занятые своими  будничными делами.

В этом другом Питере когда-то также ходили герои Достоевского, и точно так же искали что-то свое: славу, бессмертие, любовь или деньги. Пройдемся в этих местах, где жил и сам Федор Михайлович, хорошо знал район Сенной и поселил там своих персонажей.

На канале Грибоедова. У Сенной площади.

Сенная площадь – частое место действия в романах Достоевского. Здесь Раскольников окончательно решился на убийство старухи. Сам писатель провел на гауптвахте на Сенной двое суток в марте 1874 года за публикацию без особого разрешения заметки «Киргизские депутаты в Петербурге» в журнале «Гражданин».

Гауптвахта. Садовая ул., 37.

— Наутро я вышел по городу побродить, — продолжал князь, лишь только приостановился Рогожин, хотя смех всё еще судорожно и припадочно вздрагивал на его губах, — вижу, шатается по деревянному тротуару пьяный солдат, в совершенно растерзанном виде. Подходит ко мне: «Купи, барин, крест серебряный, всего за двугривенный отдаю; серебряный!». Вижу в руке у него крест, и, должно быть, только что снял с себя, на голубой, крепко заношенной ленточке, но только настоящий оловянный, с первого взгляда видно, большого размера, осьмиконечный, полного византийского рисунка. Я вынул двугривенный и отдал ему, а крест тут же на себя надел, — и по лицу его видно было, как он доволен, что надул глупого барина, и тотчас же отправился свой крест пропивать, уж это без сомнения. (Ф.М. Достоевский. Идиот).

У бывшей гауптвахты на Сенной.

«Твой дом имеет физиономию всего вашего семейства и всей вашей рогожинской жизни, а спроси, почему я этак заключил, — ничем объяснить не могу. Бред, конечно. Даже боюсь, что это меня так беспокоит. Прежде и не вздумал бы, что ты в таком доме живешь, а как увидал его, так сейчас и подумалось: «Да ведь такой точно у него и должен быть дом!».

Дом Парфена Рогожина. Гороховая, 28.

Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого. Некоторые, очень, впрочем, немногие дома в этом роде, выстроенные в конце прошлого столетия, уцелели именно в этих улицах Петербурга (в котором всё так скоро меняется) почти без перемены. Строены они прочно, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами; в нижнем этаже окна иногда с решетками. Большею частью внизу меняльная лавка…

В этих домах проживают почти исключительно одни торговые. Подойдя к воротам и взглянув на надпись, князь прочел: «Дом потомственного почетного гражданина Рогожина».

У дома Рогожина на Гороховой.

Гороховая, 28. Здесь жил Парфен Рогожин.

На третьем этаже этого дома (тогда – последнем) Соня Мармеладова снимала низкую комнату, «походившую на сарай» у портного Капернаумова. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое.» На этом же этаже поселился позже и Свидригайлов.

На канале Грибоедова. У дома Сони Мармеладовой. Набережная канала Грибоедова, 73.

Набережная канала Грибоедова, 73. Дом, где жила Соня Мармеладова.

Проходя здесь, можно попытаться почувствовать и  оценить всю бездну человеческой души, которая придумывает такое: «Или право имею??»

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту. (Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание). Столярный переулок и Кокушкин мост.

У дома Раскольникова. На углу Столярного переулка и Гражданской улицы.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с странною улыбкой. — Гм… да… всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости… это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся…

А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая… о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!» (Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание).

У «Дома Раскольникова» на углу Столярного переулка и Гражданской улицы.

«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.»

У «Дома Раскольникова». В память о Достоевском.

Вот она бездна — и даже на каторге:

Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? — говорил он себе. — Тем, что он — злодеяние? Что значит слово «злодеяние»? Совесть моя спокойна. Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову… и довольно! Конечно, в таком случае даже многие благодетели человечества, не наследовавшие власти, а сами ее захватившие, должны бы были быть казнены при самых первых своих шагах. Но те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг».

Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною.   (Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание).

Там, где бродил Раскольников. Гражданская улица.

— Где вы меня давеча утром видели? — с беспокойством спросил Раскольников.

— Случайно-с… Мне всё кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее… Да не беспокойтесь, я не надоедлив; и с шулерами уживался, и князю Свирбею, моему дальнему родственнику и вельможе, не надоел, и об Рафаэлевой Мадонне госпоже Прилуковой в альбом сумел написать, и с Марфой Петровной семь лет безвыездно проживал, и в доме Вяземского на Сенной в старину ночевывал, и на шаре с Бергом, может быть, полечу.

(Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание).

Вяземская лавра. Московский пр., 2

В этом районе  (в настоящее время на Сенной площади у станций метро «Сенная площадь» и  «Садовая») располагались доходные дома князей Вяземских. Проживание в них стоило недорого и в «Вяземской лавре» находило приют самое бедное, а зачастую и криминальное, население столицы.

«Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и все близлежащие переулки, когда выходил без цели на улицу. Тут лохмотья его не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализируя».

Но главное — впереди. 730 шагов насчитал Родион Раскольников до дома старухи-процентщицы.

Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался. В то время он и сам еще не верил этим мечтам своим и только раздражал себя их безобразною, но соблазнительною дерзостью.

Теперь же, месяц спустя, он уже начинал смотреть иначе и, несмотря на все поддразнивающие монологи о собственном бессилии и нерешимости, «безобразную» мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя всё еще сам себе не верил. Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало всё сильнее и сильнее. С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в — ю улицу.

Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. 

(Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание).

Дом старухи-процентщицы. Набережная канала Грибоедова, 104.

Большой дом-утюг на набережной канала Грибоедова (в те времена Екатерининского канала). Здесь жила «ничтожная» жертва «высшего существа» процентщица Алена Ивановна с сестрой Лизаветой. Вернее, их сюда поселил Достоевский,  прекрасно знавший  в каких домах и кто живет в этом районе.

Да и что такое эти все, все муки прошлого! Всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом. Он, впрочем, не мог в этот вечер долго и постоянно о чем-нибудь думать, сосредоточиться на чем-нибудь мыслью; да он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое.

Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал.

Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…

(Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Эпилог).

Пожарная часть на Садовой, 58.

У пожарной части на Садовой, 58.

Бывшее полицейское управление на Садовой. Сюда пришел с повинной Раскольников.

Нынешнее полицейское управление и дежурная часть. Садовая, 58. Где-то там современный следователь-психолог Порфирий Петрович?

Питер Достоевского не очень радостный. Хотя даже на канале Грибоедова и в районе Сенной площади можно найти что-то свое. Задушевное. Не связанное с Достоевским.

По Петербургу Достоевского: у Сенной площади.

Запись опубликована в рубрике В центре Петербурга, Все краски лета, Прогулки по городу. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: По Петербургу Достоевского: у Сенной площади.

  1. Уведомление: Гоголь и Петербург. | Прогулки по городу

  2. Алексей говорит:

    Коллеги, я тоже когда-то купился на это утверждение — что дом старухи находится по адресу наб. канала Грибоедова, дом 104. Но это неправда. Просто тот дом почему-то снял в своем фильме Кулиджанов. На самом деле до него, как минимум, 1300-1400 шагов. А в 730 можно уложиться (да и то навряд ли), только если выбрать дом №98. Кстати, он гораздо больше похож на утюг.
    Однако дом №104 успел войти в некоторые справочники.

    И искать вход в парадную старухи надо не на набережной (как у Кулиджанова), а со стороны ул. Средней Подьяческой. Это было бы ближе к дому Раскольникова еще на несколько сотен шагов.

    • olga говорит:

      Спасибо за уточнение. Но адрес этого дома был дан в описании-карте экскурсии по Петербургу Достоевского. То есть такие прогулки по центру проводятся регулярно.

      При первой возможности сделаю фото того дома, который Вы указали. Спасибо, Алексей.

  3. НАТАША ПЫШНЯК говорит:

    Господа, ответьте, пожалуйста, кто знает, на Варшавский ли вокзал прибывл «поезд Петербургско-Варшавской железной дороги», который «на всех парах подходил к Петербургу» «в конце ноября, в оттепель». Я почему засомневалась — от него до Спаса Преображения около шести километров, а князь, расспросив прохожих, выяснил, что до место назначения ему добираться «версты три, и он решился нанять извозчика» (цитирую по бэдэтэшному спектаклю). Не мог ли этот поезд прибывать на Николаевский вокзал? От него до Преображенской площади таки будет версти три.

Добавить комментарий для НАТАША ПЫШНЯК Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *