Вот мы находимся в замечательном горном парке «Рускеала». Около Большого Мраморного карьера уже побывали. Теперь оглядим окрестности Онежского озера карьера. Шахта — вертикальная горная выработка глубиной около 55 метров. Наполовину заполнена грунтовой и подземной водой.
Всего было три шахты, с помощью которых подземным образом добывали кальцитовый мрамор для производства извести. Сохранилась доступной только шахта №2. Необходимость пробивки и устройства подземных выработок связана с тем, что наиболее богатая кальцитом порода залегает не сплошным массивом, а сравнительно тонкими пластами.
(Из информационного стенда у шахты в горном парке Рускеала).
Спускаемся вниз — ко входу в штольню.
Штольня — горизонтальная поземная выработка, соединенная с шахтой на глубине 11 метров.
Вход в подземное царство. Хотя и нет никаких сведений и Хозяйке Мраморной горы. Бояться нечего. А Хозяйка Медной горы от нас далеко. Может быть, когда-нибудь и побываем в сказочных Уральских горах, где бегает Серебряное копытце.
Во время Зимней войны (декабрь 1939 — начало 1940 годов) штольня второго горизонта использовалась в качестве бомбоубежища. Здесь были устроены лавки и нары вдоль стен. Освещалось помещение керосиновыми лампами.
Экскурсовод одной из туристических групп рассказывал о волосатой лапище Советов, душившей (и бомбившей) маленькие, но гордые прогрессивные народы. Здравствуй, 1987 год и журнал «Огонек».
Вид снизу на выход из шахты.
А вот и мраморные мини-сталактиты в штольне. А вода все капает и капает. Вспоминается бедняга Индеец Джо из «Приключений Тома Сойера».
Шахта — вид вниз. Заполнена водой. Темная бездна вода и отражение серого ноябрьского неба.
Кое-кто боится смотреть вниз. А вообще, экскурсовод сказал, что мост выдерживает 11 человек.
У вышки, где начинается канатная дорога, реклама чудес и развлечений в пещере Провал.
А вот и Провал. Остап Бендер здесь еще не побывал, как у пятигорского Провала, поэтому пока посмотреть вниз можно бесплатно. Да и легенду подходящую еще не придумали, как в Пятигорске. А вот в Саблинских пещерах давно рассказывают про Белого Спелеолога.
Рускеальский провал — провал кровли подземных выработок в протерозойских мраморах Южной Карелии.
Провал образовался в шестидесятые годы XX века после взрывов в соседнем мраморном карьере. Кровля старых полузатопленных выработок не выдержала и провалилась в воду.
На поверхности открылось впечатляющее овальное отверстие примерно 20 на 30 метров.
Большая часть выработок в той или иной степени затоплена, так что попадают в провал либо по воде на лодке, либо спускаясь около 15 м вниз по веревке. Особо красив провал зимой с многочисленными ледяными сталактитами и сталагмитами.
Идем к еще одному интересному места в парке «Рускеала». Итальянский карьер.
В августе 1768 года статский советник Кожин (занимавшийся организацией работы на мраморных ломках) приехал в Сердоболь и привёз с собой четырех итальянских каменотесов, которые должны были остаться мастерами при мраморных каменоломнях. Мастером в Рускеала назначили Минзиахи.
С этого времени все три мраморные каменоломни Карелии – в Рускеала, Йоенсу и Тивдии – стали давать камень для украшения столичных дворцов и храмов, и в первую очередь, для Исаакиевского собора.
В 1769 году Рускеальские (Рускольские) мраморные ломки были переданы в ведение «Конторы Строения Исаакиевской церкви» (Комиссии по постройке Исаакиевского собора). Вблизи каменоломен появился рабочий поселок Рускеала, в котором стали жить каменотесы, мастеровые и горное начальство.
Сам Итальянский карьер — впечатляющее зрелище. Мрамор, мрамор и мрамор во всей своей суровой и строгой красоте.
В 1770-1830-е годы мрамор в Рускеала добывался следующим образом.
Вначале вдоль подошвы уступа карьера рабочие проходили горизонтальный ров («подкоп» или «подгорье») — шириной до 1.5-1.8 метра и глубиной 4-7 метров. Одновременно с ним по краям размеченного блока вырабатывались две «канавы» таких же размеров.
Для этого в мраморе выбуривали шпуры («дыры» или «скважины») диаметром 2.5 сантиметра (в XVIII веке) и 3.8 сантиметра (в XIX веке) и глубиной до полуметра.
Их высушивали, заряжали порохом, забивали глиной и подрывали. Затем сверху уступа по направлению линии отрыва «массы», на расстоянии 2-6 метров друг от друга, бурили скважины («цилиндры») диаметром 7.5 сантиметра и глубиной 5.7-9.5 метра.
Их также заряжали порохом и подрывали.
Для бурения применялись двухгранные (для мягких пород) и четырёхгранные (для твёрдых пород) буры длиной от 0.7 до 9.5 метра, с наваренными на конце твердыми стальными наконечниками.
Бурение велось вручную: один рабочий держал бур, другой бил по нему тяжёлым молотком. После каждого удара бур поворачивался.
Шлам из шпуров удаляли с помощью специального шомпола или воды. За одну смену двое рабочих выбуривали от 1 до 4 метров породы.
Заготовленные «штуки» (блоки) мрамора весом от 7 до 16 тонн зимой грузили на специально сделанные из березовых стволов и обитые железом сани, в которые впрягалось десяток-другой лошадей, и везли в течение двух-трёх дней по дороге тридцать верст до пристани в Хелюля, где оставляли до весны.
С наступлением навигации сюда из Санкт-Петербурга приходили парусные корабли (галиоты) с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по Ладожскому озеру до столицы.
Провоз мрамора по суше и воде каждые четыре года Контора Строения отдавала подрядчикам.
Обжиговые печи Рускеальского мраморно-известкового завода, возобновившего работу в 1947 году, были окончательно потушены в начале 1990-х годов. Из двенадцати карьеров, пройденных в Рускеала за 240 лет, сейчас работает только один, на месторождении «Рускеала-2», где добывают мрамор для производства щебня. (http://www.museum-sortavala.ru/public/32-ruskeala-zavod)
Скалы у Итальянского карьера. Разнообразные причудливые формы.
Вот такое замечательное место есть в Карелии. Интересно, познавательно и красиво.
В конце 1970-х и начале 1980-х годов серовато-зелёный и светло-серый мрамор Рускеальского блочного карьера пошёл на облицовку подземных залов станций метро «Приморская» и «Ладожская» в Ленинграде, а также, на украшение мемориала Брестской крепости.
В горном парке «Рускеала» — штольня и Итальянский карьер на карте: