Первый день нашего путешествия по Карелии. После короткого заезда в Лахденпохья направляемся в горный парк «Рускеала».
Почти все сувенирные лавки перед входом на территорию парка закрыты. Видимо, по случаю выходного дня (4 ноября). Наверное, по той же причине вход сегодня свободный. В обычные дни билет стоит 150 рублей.
А так — пустовато. Одинокая наковальня, стоящая на голове богатыря.
Входим в парк. Удобные дорожки с подсветкой, огибающие карьер.
19 января 1768 года императрица Екатерина II издала указ о начале добычи мрамора в Рускеала для украшения Исаакиевского собора.
Речь идет о третьем Исаакиевском соборе, который возводился с 1768 года по проекту Антонио Ринальди. Это здание-долгострой, сооружение с мраморным основанием и кирпичными стенами, начатое при Екатерине, продолженное при Павле I, стало причиной появления многих язвительных стихотворений и эпиграмм:
Сей храм покажет нам,
Кто лаской, кто бичом,
Он начат мрамором,
Окончен кирпичом.
При Александре I кирпичную кладку стали разбирать:
Сей храм трёх царствований изображение:
Гранит, кирпич и разрушение.
В царствование императрицы Екатерины II по предложению академика Ломоносова начались астрономо-географические исследования на всей территории России, в ходе которых проводилось межевание земель, составлялись планы многих городов, собирались «Исторические и топографические описания» местностей.
В то время в Сердоболе (ныне Сортавала) жил и трудился проповедник евангельско-лютеранской веры пастор Самуил Алопеус.
Самуил Алопеус был не только хорошим священником, но и пытливым до всего исследователем.
Еще в 1764 году, выполняя правительственную программу по сбору информации в регионах, Самуил Алопеус подготовил записку под названием «Краткая история естественного свойства древностей и хозяйства сей земли», которую он отправил в Выборг .
В этом документе пастор обратил особое внимание на значительные запасы строительного камня вблизи Сердоболя, тем самым, опровергнув официальное мнение о бедности края.
После многочисленных инспекций, докладов и проб камня 19 января 1768 года императрица Екатерина II подписала указ Сената: «Об изготовлении мрамора и дикого камня на строение Исаакиевской церкви в Кексгольмском уезде погостах Сердобольском и Рускеальском с устройством там шлифовальных мельниц».
В 1818 году в Петербурге состоялась закладка четвертого по счету Исаакиевского собора по проекту Огюста Монферрана.
Монферран дважды приезжал в Рускеала – в 1820 и 1821 годах, лично наблюдая за выломкой мрамора на Белой горе. Наиболее интенсивная разработка рускеальского мрамора для Исаакиевского собора осуществлялась в 1830-е годы и прекратилась в 1854 году. Тогда в Рускеальских каменоломнях работало от 300 до 700 человек, и действовало несколько «пильных и шлифовальных мельниц».
Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского.
За период с 1769 по 1838 годы в «Главной ломке» Рускеальского месторождения горняки добыли 200 тысяч тонн мрамора для украшения различных зданий и сооружений Санкт-Петербурга, и, главным образом, для наружной облицовки стен Исаакиевского собора (1818-1858 годы).
Светло-серый и зеленовато-серый «зеленогорский» мрамор (№ 3), который разрабатывался на северном склоне горы Зеленой, напротив озера Сингаламби, пошел на облицовку полов Исаакиевского собора.
Но пройдемся просто вокруг Большого Мраморного карьера. Протяжённость карьера с севера на юг составляет 460 метров, ширина — до 100 метров.
Расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна — свыше 50 метров. Прозрачность воды достигает 15–18 метров.
Вокруг карьера вдоль маршрута оборудовано несколько смотровых площадок.
Здесь же можно прочитать краткую историческую справку о Большом Мраморном карьере.
А в пещеру нельзя!
Тихая гладь вод Большого Мраморного карьера (или каньона, как выражаются в туристическом буклете).
Большие куски мрамора (результат разработок) уже позеленели в воде.
И для желающих умеренно экстремально развлечься (не подъем на Эверест, конечно). Можно прокатиться по канатной дороге над водой Большого Мраморного карьера.
Поехали! Цена вопроса — 1000 рублей.
Главное, ценный веник сумку не уронить в прозрачные воды. Кто же ее полезет доставать в ноябре?
Даже малышня катается.
Катание на лодках бывает, наверное, только летом. Вон там эти лодки на причале.
Еще один экстремальный аттракцион — тоже 1000 рублей. Один прыжок вниз на 15 метров и все. Но возможно, что это страшнее чем не спеша прокатиться вдоль карьера. Роуп-джампинг.
В конце прыжка. Ваши ощущение? Хотите об этом поговорить?
Замечательно интересное и живописное место. Как и вся Карелия.
Горный парк «Рускеала» на карте:
Но один большой магазин все-таки открыт.
Уведомление: По Карелии: в горном парке «Рускеала» — штольня и Итальянский карьер. | Прогулки по городу
Уведомление: По Карелии: лесной парк «Водопады Ахинкоски». | Прогулки по городу
Уведомление: По Карелии: Сортавала. | Прогулки по городу
Прозрачность воды 18 метров? Думаю, администрация парка это просто выдумала. Метров 5- может быть. Не полюбил я это место. Час там провести можно, но не больше. Все безумно дорого, сервис на нуле, толпы людей при этом огромные — и безумный пиар. А по сути это просто обычный карьер, дырка в земле для добычи породы, таких много.
Почти любое туристическое место — безумный пиар с толпами людей и дороговизной. На то это и туристический бизнес.