Форт Красная горка и еще немного вдоль залива.

После Копорья едем к Финскому заливу. На берегу реки Воронка — один из мемориальных комплексов, включенных в состав «Зеленого пояса славы».

Мемориальный комплекс «Берег Мужественных». Расположен на правом берегу реки Воронка в крайней точке западного рубежа Ораниенбаумского плацдарма. Здесь в годы войны держали оборону воины 8-й армии и моряки Балтийского флота. Сооружен трудящимися Смольнинского района Ленинграда, Ломоносовского района и поселка Сосновый Бор.

У мемориала "Берег Мужественных".

У мемориала «Берег Мужественных».

После захвата Кингисеппа (16 августа) началось немецкое наступление в направлении Котлы — Копорье. Под напором превосходящих сил противника наша 8-я армия с боями отступала. 22 августа начались сражения на территории Ораниенбаумского района.

В последних числах августа у стен древней Копорской крепости разгорелись жестокие бои. Село несколько раз переходило из рук в руки. 31 августа наша артиллерия (форты, бронепоезда) нанесла сокрушительный удар по скоплению живой силы и боевой техники в районе Копорья.

В ответ немцы применили авиацию, которая бомбила расположение наших войск у Копорья, в том числе и гарнизон крепости. (От этой бомбежки сильно пострадали стены крепости, здание храма). Но силы были неравные. 1 сентября части 8-й армии и 5-й ОБМП отступили к Керново и закрепились на правом берегу реки Воронки. Здесь, на рубеже Воронки, немецко-фашистские захватчики были остановлены. Остановлены впервые (!) с начала второй мировой войны — 1 сентября 1939 года.

Мемориальный комплекс "Берег Мужественных".

Мемориальный комплекс «Берег Мужественных».

Эта маленькая речушка — Воронка на два с половиной года стала непреодолимым препятствием для фашистов. «Удивительное дело, — писал об этих боях писатель Лев Успенский, — …фашистская армия… форсировала сотни могучих водных потоков, …но пересечь речку Воронку, жалкую, курица вброд перейдет! — ей так и не удалось». На случай возможного прорыва немцами нашей обороны на реке Воронке, были предприняты меры по созданию второй линии обороны, которая проходила по реке Коваш.

Еще две первые недели сентября будут идти бои за Воронку. 9 сентября фашистам удастся форсировать реку в районе деревень Готобужи и Фабричная Слобода и потеснить наши части на ее правом берегу. Но вскоре немцы были отброшены за речку.

К 15 сентября фронт на реке Воронке, ставшей в скором времени западным рубежом образовавшегося в 20-х числах Ораниенбаумского плацдарма, стабилизировался.

Мемориальный комплекс "Берег Мужественных". У реки Воронки.

Мемориальный комплекс «Берег Мужественных». У реки Воронки.

Два с половиной года здесь длилась окопная война. Немцы занимали более выгодные позиции — левый берег Воронки более высокий; наш, правый — низкий и местами заболоченный.

В такую землю глубоко не закопаешься. Придумали свою «фортификацию» — делали высокие насыпные брустверы, вкапывали перед траншеями частоколы из бревен, также присыпали их землей.

Рыли окопы и ходы сообщения между ними, сооружали долговременные огневые точки, блиндажи, землянки, минировали передний край, устанавливали железобетонные надолбы, проволочные заграждения. Все это происходило под непрерывным вражеским огнем.

Снарядов гитлеровцы не жалели — на добрую сотню метров на нашем берегу не осталось ни одного целого дерева. В ходе военных действий были уничтожены стоящие по берегам Воронки деревни Старое Керново и Долгово, Лужки Нижние, Средние, Верхние, Готобужи и, расположенная вблизи передовой, деревня Долгово.

Несмотря на трудности и лишения морские пехотинцы не поддавались на фашистскую агитацию и пропаганду. Через поставленные у переднего края обороны микрофоны немецкие громкоговорители вещали: «Русские, защищать вам больше нечего, Москва пала, переходите к нам, у нас кормят досыта».

В ответ на это и подобные предложения наши тоже не молчали. Использовали и печатное слово. Вдоль берега реки крупными буквами были написаны объявления: «Переход реки фашистам категорически запрещен!», «За рекой фашистов ждет смерть!».

http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3953

Мемориальный комплекс "Берег Мужественных". Барельефы защитников рубежа.

Мемориальный комплекс «Берег Мужественных». Барельефы защитников рубежа.

На этом берегу Залива мы еще не были. Остановимся за песчаном пляже за Сосновым Бором.

На берегу Финского залива у Соснового Бора.

На берегу Финского залива у Соснового Бора.

На берегу Финского залива у Соснового Бора. Одинокое дерево.

На берегу Финского залива у Соснового Бора. Одинокое дерево.

На берегу Финского залива у Соснового Бора. Конец апреля - купаться еще рано.

На берегу Финского залива у Соснового Бора. Конец апреля — купаться еще рано.

Еще один мемориал у деревни Шепелево: Балтийцам — авиаторам и морякам Краснознаменного Балтийского флота. Здесь похоронен Герой Советского Союза Юрий Косенко (1922-1944). Начал службу в звании сержанта в 73-м пикирующем бомбардировочном авиационном полку ВВС Краснознамённого Балтийского флота, вооружённом пикирующими бомбардировщиками «Пе-2».

За мужество и героизм, проявленные личным составом при снятии блокады Ленинграда, 73-й пикировочно-бомбардировочный авиаполк военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота 22 января 1944 года был преобразован в 12-й гвардейский.

В феврале 1944 года Косенко стал заместителем командира эскадрильи. Заместитель командира эскадрильи гвардии старший лейтенант Ю. Х. Косенко погиб 17 мая 1944 года при нанесении бомбового удара по кораблям противника в финской военно-морской базе Хамина. На его счету — 94 боевых вылета в тыл и на боевые позиции врага.

DSC07618

Еще одно интересное место на побережье залива в Ломоносовском районе.

Форт «Красная Горка» (Алексеевский) (в 1919 году переименован в «Краснофлотский») — один из двух мощных береговых фортов (второй — Ино или Николаевский) Кронштадтской позиции Морской крепости Петра Великого.

Строительство было начато в 1909 году. Входил в состав мощной минно-артиллерийской позиции,  защищавшей подступы к Петербургу от подхода крупных кораблей противника. 

На дороге к форту "Красная горка" (Краснофлотскому).

На дороге к форту «Красная горка» (Краснофлотскому).

На дороге к форту "Красная горка" (Краснофлотскому).

Все мы, наверняка, не увидели. Но даже увиденным впечатлились.

Форт вошел в строй в начале 1914 года. К началу мировой войны гарнизон форта был укомплектован по штатам военного времени (2000 артиллеристов, 2000 пехотинцев и более 500 военнослужащих других родов войск). В боевых действиях  Первой мировой войны форт участия не принимал.

Форт "Красная горка". Бункер башенной батареи.

Форт «Красная горка». Бункер башенной батареи.

Форт "Красная горка". Одно из сооружений артиллерийской батареи.

Форт «Красная горка». Одно из сооружений артиллерийской батареи.

Форт "Красная горка". Укрепления башенной батареи.

Форт «Красная горка». Укрепления башенной батареи.

Форт "Красная горка". Фундамент и установка для крепления орудия.

Форт «Красная горка». Фундамент и установка для крепления орудия.

Во время Великой Отечественной войны форт стал центром обороны Ораниенбаумского плацдарма.  Вокруг форта были проложены железнодорожные пути, по которым на специальных транспортерах перемещались крупнокалиберные корабельные орудия (356-, 305-, 180-мм).

Железнодорожные артиллерийские транспортеры, которые находятся сейчас в форте, изготовлены в в конце 1930-х годов на Ленинградском Металлическом заводе. 

Форт "Красная горка". Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-3-12 (305 мм).

Форт «Красная горка». Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-3-12 (305 мм).

Конструкция артиллерийского транспортера ТМ-1-180 позволяла вести круговую стрельбу с любой точки железнодорожного пути без предварительного инженерного оборудования огневой позиции.

Для этого главная балка опускалась на специальные брусья, которые устанавливались на шпалы железнодорожного полотна. Брусья набирались из дубовых досок и связывались болтами и скобами.

Форт "Красная горка". Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-1-180.

Форт «Красная горка». Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-1-180.

Установки ТМ-1-180 оставались на вооружении до 1961 года.

Форт "Красная горка". Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-1-180.

Форт «Красная горка». Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-1-180.

Форт "Красная горка". У артиллерийского транспортера ТМ-3-12 (305 мм).

Форт «Красная горка». У артиллерийского транспортера ТМ-3-12 (305 мм).

Форт "Красная горка". У артиллерийского транспортера ТМ-3-12 (305 мм).

Послевоенная разработка 1955 года — противокорабельный комрлекс «Сопка». Первый пуск ракеты «Сопка» состоялся 5 июня 1957 года.

Форт "Красная горка". О подвижном противокорабельном комплексе "Сопка".

Форт «Красная горка». О подвижном противокорабельном комплексе «Сопка».

По форту, вероятно, можно ходить очень долго и найти много нового для себя. Особенно это будет интересно любителям военной исторической техники и прочей фортификации.

Форт "Красная горка". Часть комлекса "Сопка". Без ракеты, конечно.

Форт «Красная горка». Часть комлекса «Сопка». Без ракеты, конечно.

Возвращаемся домой по берегу залива. Перед самым Лебяжьим невозможно не остановиться. Высокий берег и весеннее синее море.

На берегу Финского залива у Лебяжьего. Вдалеке - Кронштадт.

На берегу Финского залива у Лебяжьего. Вдалеке — Кронштадт.

На высоком берегу Финского залива у Лебяжьего. Апрель.

На высоком берегу Финского залива у Лебяжьего. Апрель.

Въезжаем в поселок Лебяжье.

Информация аж из 2003 года с сайта fontanka.ru:

В поселке Лебяжье Ленинградской области открыт памятник «Защитникам ленинградского неба 1941 – 1945 гг.» Как передает АБН, памятник стоит на развилке дорог на постаменте. Это штурмовик Ил-2 – «летающий танк» Великой Отечественной войны.

В 1987 году члены подводно-поисковой группы «Балтика» Ленинградского городского клуба ДОСААФ подняли обломки этого самолета со дна озера Белое (Тосненский район). Были найдены и останки членов экипажа. Прах младшего лейтенанта В.Шишковца и сержанта В.Данилина из 232-й штурмовой дивизии 14-й воздушной армии с воинскими почестями захоронили в поселке Любань. Ил- 2 было решено восстановить как памятник.

Преподаватели и курсанты Ломоносовского военного авиационно-технического училища по чертежам конструкторского бюро Ильюшина воссоздали самолет, а затем установили его на постамент на территории своего училища. После перестройки училище было расформировано, а его территория передана 33-й бригаде внутренних войск РФ.

В 2002 году памятник авиаторам был демонтирован, а самолет установлен на временное хранение на территории бригады. Затем было принято решение восстановить памятник, установив его в центре поселка Лебяжье. Над подготовкой самолета к установке бескорыстно трудились в течение нескольких месяцев ветераны-летчики. (http://www.fontanka.ru/2003/09/08/52110/)

Лебяжье. Мемориал "Защитникам ленинградского неба".

Лебяжье. Мемориал «Защитникам ленинградского неба».

«Остановись, прохожий! Сей памятник детьми и внуками воздвигнут отцам и дедам, в борьбе с фашизмом ценою жизни завоевавшим славную Победу! Во имя будущего. От благодарных потомков тем, кто победил фашизм».

Лебяжье. Мемориал "Защитникам ленинградского неба".

Лебяжье. Мемориал «Защитникам ленинградского неба».

«Двухместный штурмовик Ил-2. Создан в 1939 году КБ С. В. Ильюшина. Вооружение 2 х 23-мм пушки, 2 х 7,62-мм пулемета, 1 х 12,7-мм пулемет, бомбовая нагрузка — 600 кг. За годы войны выпущено 36163 самолета. Этот штурмовик защищал небо над Ленинградом и Балтийским морем. на Ил-2 сражались и пали смертью храбрых 1350 летчиков авиаполков, базировавшихся на аэродроме «Борки»»

Лебяжье. Штурмовик Ил-2 на мемориале "Защитникам Ленинградского неба".

Лебяжье. Штурмовик Ил-2 на мемориале «Защитникам Ленинградского неба».

На карте:

 

Запись опубликована в рубрике Весеннее настроение, Путешествия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *