В первый раз приезжаем в Государственный музей-заповедник «Царское село». Увидеть все невозможно за один день. Поэтому начнем знакомство с этим великолепным дворцово-парковым ансамблем с Екатерининского парка. И только частично.
Зарождение и развитие дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе связаны с освобождением из-под власти Шведского королевства старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нем столицы Российского государства.
Небольшая историческая справка с официального сайта музея-заповедника:
Зарождение и развитие дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе связаны с освобождением из-под власти Шведского королевства старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нем столицы Российского государства.
На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба «Saris hoff», или «Saaris moisio» (в переводе с финского — «мыза на возвышенном месте»), а по-русски — Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия.
Сразу по окончании Северной войны мыза была подарена А. Д. Меншикову, назначенному генерал-губернатором освобожденного края, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне (официальное бракосочетание Петра I с Екатериной состоялось в феврале 1712 года) и включена в разряд дворцовых земель.
Морейская (или Малая Ростральная) колонна, установленная на пересечении трех аллей регулярной части Екатерининского парка, у каскада между Первым и Вторым Нижними прудами, является памятником победам России в русско-турецких войнах. Колонна поставлена в 1771 году по указу императрицы Екатерины II в честь победы русского флота под предводительством графа Ф. Г. Орлова у полуострова Морея в Средиземном море.
В 1710–1720 годах на месте усадьбы начинает создаваться загородная царская резиденция, вокруг которой появляются деревни, а также слобода дворцовых служителей. Постепенно планировка ансамбля упорядочивается. Вскоре Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства она получила высокий титул Царского Села.
На протяжении двух веков Царское Село являлось летней парадной императорской резиденцией, строительство которой имело государственное значение и велось при участии правительственных ведомств.
После Октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей, а лучшие здания города новые власти передали учебно-воспитательным и оздоровительным учреждениям для детей. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село.
9 июня того же года Екатерининский дворец был открыт как музей. В 1937 году, в ознаменование столетней годовщины трагической гибели А. С. Пушкина, город, где будущий поэт воспитывался в Императорском лицее, стал называться его именем.
И, наконец, в январе 1983 года дворцам и паркам города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 году получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник «Царское Село». (http://tzar.ru/museums/history)
Рыбный канал — первый из искусственных каналов парка отрыт в 1710-1720-х годах. Он соединяет Большой пруд с Продольным (Каскадным) каналом, идущим вдоль границы парка с жилой слободой. Свое название канал получил потому, что предназначался первоначально для разведения и ловли рыбы, до этого он назывался Большим и являлся границей парка.
Ряд стройных елей вдоль его берега посажен после Великой Отечественной войны взамен погибших, которые, по преданию, сажал здесь сам Петр I. (http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/ekaterininskii-park-rybnyi-poperechnyi-kanal.html#.V1B2GPmLTIU)
Гроты, украшенные внутри раковинами и туфом, в XVIII веке были почти обязательной принадлежностью больших регулярных садов.
Проект постройки Грота на берегу царскосельского Большого пруда разработал архитектор Ф.-Б. Растрелли. Работы по возведению здания проводились в 1755–1756 годах, при императрице Елизавете Петровне, внутренняя отделка была выполнена уже при Екатерине II в 1770-х годах.
Сейчас в павильоне «Грот» можно послушать мужской вокальный ансамбль, исполняющий Исторические музыкальные реконструкции (5 минут).
Демонстрация акустики павильона «Грот» в рамках проекта «Звучащая экспозиция». Живое исполнение духовной музыки, русской народной песни и романсов a cappella. (Приглашение в павильон у входа)
В Регулярном парке у дворца все строго, прямо и аккуратно подстрижено.
Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I.
Эту легенду приводит в своем сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1817) П. П. Свиньин: «Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим…» и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.
У Екатерининского дворца. Посмотрим на него пока только с одной стороны.
С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700–1761).
10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.
Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795).
На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота.
Как-то чересчур богато (а что уж говорить тогда о внутренних залах). Надо пойти отдышаться на природе. В Собственный садик.
В 1856 году часть пейзажного парка отгородили невысокой чугунной оградой по периметру. с тремя воротами, для которых по рисункам архитектора И. А. Монигетти были отлиты золоченые бронзовые украшения.
Здесь гуляла семья Александра II. Личные комнаты Александра, расположенные на первом этаже Зубовского флигеля, выходили в этот сад. В белые ночи в Собственном садике устраивались сельские балы на открытом воздухе, оркестр располагался тогда в боскете, и танцы происходили в духе «элегантной простоты».
Галерея, задуманная императрицей Екатериной II для прогулок и философских бесед и осуществленная Ч. Камероном в 1784 году, расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. Ее верхний ярус украшают бронзовые бюсты кумиров императрицы.
А вот некоторые персонажи галереи.
С Камероновой галереи можно много чего увидеть.
Комплекс из трех павильонов, издавна называемый Адмиралтейством, был возведен по проекту архитектора В. И. Неелова на берегу Большого пруда, на месте деревянного шлюпочного сарая. Здания строились летом 1773 года, внутренняя отделка помещений производилась в 1774–1775 годах.
Следуя античным образцам, архитектор Чарльз Камерон возвел в 1780-х годах павильон «Холодная баня» — двухэтажное здание, в нижнем этаже которого располагались купальный зал, теплая ванная и русская парная, а в верхнем — шесь помещений для отдыха, названных «Агатовыми комнатами».
Скульптуры мифологических персонажей, украшающих павильон «Холодная баня».
А вот краткая зарисовка конца мая в Екатерининском парке.