Заканчиваем нашу первую прогулку по великолепному Екатерининскому парку в Пушкине. Ехали мы туда для того, чтобы посмотреть и поснимать совсем юных утят, которых мамаши выводят на воду как раз в конце мая.
Но заодно ознакомились и с многочисленными красотами парка — архитектурными и природными. Конечно, смотреть там -не пересмотреть. Да и еще Александровский парк есть. Но это все потом, как получится.
В этом почти диком месте есть павильон «Концертный зал». Построен по проекту Кваренги в 1780-х годах.
Концертный зал, охарактеризованный Кваренги как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере». Подтверждением того, что павильон был задуман как храм Цереры, служило панно «Жертвоприношение Церере» в его большом зале с изображением статуи богини в портике храма, перед которым установлен жертвенник. (Церера — древнеримская богиня урожая и плодородия )
Первоначально павильон называли «Храмом Дружбы», но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом.
Интересный павильон между Верхними прудками и Продолговатым прудом — Скрипучая беседка.
Экзотический павильон был сооружен в 1778-1786 годах по проекту Фельтена, увенчан «китайской» кровлей и вышкой с флюгером в виде «китайского» знамени. При вращении на ветру флюгер издает громкий скрип — отсюда и пошло одно из названий беседки «Скрипучая».
Зайдем внутрь и посмотрим на украшения интерьера беседки. Повсюду китайская символика. И дракон.
Все очень богато (или экзотически) выглядит.
Дракон над дверями «Скрипучей беседки».
Пройдем дальше. Вокруг — все великолепие пейзажного парка на границе весны и лета.
Интереснейшая стилизация под руины античного здания — павильон «Кухня-руина».
В верхней части стен и в промежутках между колоннами установлены шесть гипсовых барельефов, отлитых скульптором К. Альбани и намеренно поврежденных с целью придания им характера глубокой древности, навевающей меланхолические размышления.
В нишах на фасадах Кваренги поместил античную пластику и внутри павильона также расставил несколько скульптур, не дошедших до наших дней. Имитация разрушенного памятника древности выполнена строителями Кухни-руины с исключительным мастерством: местами обнажена выветрившаяся кирпичная кладка, карниз и штукатурка стен покрыты трещинами.
Верхние пруды, вырытые в начале 1770-х годов в пейзажной части Екатерининского парка, сообщались с Большим прудом. Вода, свободно стекавшая по склону холма в направлении пруда, стала вымывать ложбину, и чтобы предотвратить высыхание Верхних прудов, решено было создать систему плотин на протоке.
Этим занялся инженер И.К. Герард. Сохранился ряд его проектов плотин-каскадов, позволяющих поддерживать в Верхних прудах постоянный уровень воды. В числе осуществлённых — Красный (Турецкий) каскад, представляющий собой плотину с двумя сужающимися кверху «готическими» башенками по сторонам.
Стены башенок из красного кирпича были обработаны нишами со стрельчатыми завершениями; их белые рустованные обрамления отчетливо выделяются на кирпичном фоне. Узкие щели-бойницы в нишах и зубчатый парапет придавали каскаду вид своеобразного крепостного сооружения.
В 1770–1772 годах был возведен один из первых павильонов пейзажной части Екатерининского парка — Пирамида, уже в 1774 году разобранная и в 1782–1783 годах отстроенная заново Камероном. Позеленевшая, заросшая мхом поверхность этого традиционного для парков конца XVIII столетия романтической эпохи сооружения придает ему черты древнего мавзолея.
С противоположной от входа стороны, у подножия Пирамиды, похоронены три любимые собачки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес. Места погребения были отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями, не дошедшими до наших дней.
Пышное здание с позолоченным куполом, которое заметно даже с другого берега Большого пруда — павильон «Турецкая баня».
По времени создания (строительство велось в 1850–1852 годах по распоряжению императора Николая I) Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка.
Автором проекта, задуманного как своеобразный мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, был архитектор И. А. Монигетти, избравший в качестве образца для павильона турецкую мечеть.
Купол сооружения украсили рельефные орнаменты, а высокий минарет, увенчанный шпилем с полумесяцем, придал ему особую живописность.
И главное сооружение на Большом пруду — Чесменская колонна.
Чесменская колонна воздвигнута в 1774–1778 годах по проекту А. Ринальди в честь морских побед русского оружия в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов.
24 июня 1770 года под предводительством графа А. Г. Орлова и адмирала Г. А. Спиридова 10 российских военных кораблей и 7 фрегатов разбили и обратили в бегство турецкого пашу Жефир-Бея, у которого было 16 линейных кораблей и более 100 фрегатов, галер, бригантин и мелких судов.
Это сражение произошло в Хиосском проливе и явилось преддверием Чесменского боя 26 июня, в результате которого под командованием контр-адмирала С. К. Грейга был сожжен весь турецкий флот.
В ноябре 1770 года русский отряд, находившийся в Средиземном море, занял с помощью флота остров Митилена. Неприятель был обращен в бегство, а остатки морских сил Турции — уничтожены.
Этим грандиозным сражениям императрица Екатерина II и посвятила царскосельский монумент. Таким образом, Чесменская колонна стала памятником трем победам: Хиосской, Чесменской и Митиленской.
На трех сторонах серого мраморного пьедестала помещены бронзовые барельефы, изображающие морские баталии. (http://tzar.ru/museums/palaces/catherine_park/landscape/chesme)
По сторонам от центрального павильона Адмиралтейства располагаются два корпуса, издавна называемые Птичными домиками, или Птичниками, в которых прежде содержались различные водоплавающие птицы (утки, лебеди), а также фазаны и павлины.
В одном из них сейчас находится ресторан «Адмиралтейство». Меню с ценами у входа. Нам туда лучше не соваться.
Природа даже в наших местах уже проснулась и мы можем посмотреть на ее чудеса в том числе и в Екатерининском парке.
Теплого и хорошего лета! И удачных прогулок.