Еще одна примечательная часть июльского путешествия по Карелии. От автотрассы «Кола» да Беломорска. Сначала останавливаемся в поселке Сосновец, чтобы посмотреть на могучую реку Нижний Выг.
От шлюза №10 трасса Беломорско-Балтийский канала пролегает по Воицкому озеру и далее по рекам Нижний Выг и Шижня, изредка прерываясь искусственными деривационными каналами.
Вот выдержка из статьи, где автор обсуждает перспективы развития Беломорско-Балтийского водного пути.
Беломорско-Балтийский канал до сих пор является темой для многочисленных споров, перетекающих в бравые лозунги, истерику и политиканство. Спустя 75 лет после его создания, еще не ясно как стоит оценивать строительство такого уникального, особенно по тем временам, сооружения — как, «символ коммунистической мощи» или как «кровавую стройку»?
С одной стороны, за 1 год и 9 месяцев был построен канал длиной 227 километров, включающий более 100 сложных инженерных сооружений, среди них 19 шлюзов, проложено более 2,5 тысячи километров железной дороги, а общий объем земляных работ, проведенных заключенными каналоармейцами, составил 21 млн кубометров.
Согласно официальным данным, во время строительства канала умерло в 1931 году 1438 заключенных (2,24% от числа работавших), в 1932 году — 2010 человек (2,03%), в 1933 — году 8870 заключённых (10,56%), что в основном связано с голодом в стране и ускоренными темпами сдачи объекта. По сведениям альтернативных источников и самих строителей, число погибших превысило 100 тыс. человек. (http://www.korabel.ru/news/comments/belomorsko-baltiyskiy_kanal_-_perspektivy_v_gabaritah.html)
Посмотрим на Нижний Выг у Выгостровской ГЭС.
В послевоенные годы в бассейне реки Нижний Выг построено пять гидроэлектростанций: Ондская, Палокоргская, Маткожненская, Выгостровская и Беломорская общей мощностью 243 МВт.
При этом четыре из них построены на базе использования инженерных сооружений Беломорско-Балтийского канала. Расходы воды, превышающие пропускную способность ГЭС, сбрасываются через водосбросные плотины Надвоицкого, Палокоргского и Маткожненского гидроузлов канала.
В этом месте Нижний Выг пойдет своим путем в Белое море через Золотецкое водохранилище, а канал своим — по реке Шижня.
О канале: Трасса канала, общей протяженностью 227 км, берет начало в северной части Повенецкой губы Онежского озера и выходит в Сорокский залив Белого моря. Трасса канала на значительном протяжении проходит по затопленным долинам небольших рек и многочисленным озерам.
В состав Беломорканала входит 121 гидросооружение, в том числе 19 шлюзов, 13 плотин различной конструкции, 41 дамба, 13 водоспусков, регулирующих уровни в межшлюзовых бьефах, и другие сооружения. (http://bbkanal.ru/about/)
Подъезжаем в Беломорске к заключительному участку канала -перед 19-м Шлюзом.
Суда на приколе у канала. Непонятно, ходят на них или нет. И нужно ли получать разрешение для выхода в море.
А вот там море. Последний шлюз. Охрана бдит (почти как тетки в церквах).
А вот такой незатейливый и неприглядный выход в море с другой стороны.
Ну раз рассмотреть толком главные ворота Беломорканала не удалось, посмотрим еще раз на Нижний Выг (являвшийся трассой канала на протяжении десятков километров), который в Беломорске резвится в самых разных местах.
Весело тут живут граждане. При таком постоянном шуме. Но, наверное, уже не замечают. Не то что туристы, разевающие рот на любую природную диковину. Все равно, красота и мощь.
А дальше поспокойнее. К морю движемся все-таки.
Заедем напоследок (в этом путешествии) на Белое море. Воздух, простор и еще что-то очень хорошее и романтическое (зимой пока не бывали).
И ботанические экземпляры есть. Пользуются жаркими деньками. Сияют.
Отлив. И длинная коса. Туда проход и проезд запрещен.
До свидания, Белое море. Может, еще увидимся. Как-нибудь неподалеку от Архангельска.
На карте: