Продолжаем февральское ненастное путешествие по Белоруссии. После Гомеля двигаемся в Мозырь — посмотреть на исторический центр города.
Сначала побываем в этнографическом музее «Полесская веда» (или «Палеская веда» по-белорусски), который знакомит с духовной и материальной культурой Мозырского Полесья.
Музей знакомит нас с мировосприятием и мироощущением полешуков, традиционными верованиями, обрядами, ритуалами.
Белорусское Полесье занимает южные районы Брестской и Гомельской областей. Общая площадь региона составляет 61 тыс. км2, то есть чуть менее 30 % территории Белоруссии. Протяжённость территории региона с запада на восток составляет около 500, с севера на юг — около 200 км.
Музейными средствами сделана попытка возродить картину минувшей эпохи в бесконечном колесе дней от рождения до смерти, где нет начала, нет конца, есть только вечный повтор. (http://www.mazyr.by/2012/09/muzei-mozyrya/)
Входим в другое время и пространство — через искривленные двери.
Быт, конечно, небогатый, судя по фотографиям начала 20 века.
Веселая часть экспозиции «Купалье». Об одежде — рубашка, пояс, брюки, шляпа.
Веселая песня о гулянии на Ивана Купала. Так хорошо девушки плясали да женщины пели, что земля стонала.
Наряд девушки. Все такое весенне-солнечное.
Еще про Купалу: про солнце, теплые росы и хороший урожай.
А вот одежда замужней женщины в части «Мир женщины». Все построже.
Выходи, свякрухо, посмотри, что тебе привезли — сундук, перину и молодую княгиню. Видимо, о приезде молодой жены с приданым в дом мужа .
И рушники, конечно. Красивые полотенца с вышивкой.
И рубашки, и портки, и полотенца — льняные.
Но сначала нужно изготовить нить.
И утварь самая разная — кувшины, горшки, бочонки.
О рыбалке, охоте и других промыслах.
Рыбный промысел был хорошо развит на Припяти. Сотрудница музея рассказала, что в 16-17 веках река, судя по рассказам купцов, приезжавших с целыми обозами, буквально была заполнена ценной (коштовной) рыбой — стерлядью.
Кстати, несколько лет назад была проведена операция по зарыблению Припяти (выпущен в реку несколько сот мальков этой рыбы). Выросла популяция стерляди или нет, неизвестно. Но по словам сотрудницы, рыбакам иногда попадаются отдельные экземпляры, хотя, конечно, вылавливать их запрещено законом. Наверняка, рыбаки сразу отпускают улов в реку. Ведь все рыбаки — законопослушны.
Кстати, небольшое наблюдение. Уже упомянутая сотрудница музея при входе, продавая билеты, понятно и доступно рассказала, как пройти к «Мозырскому замку» (а то мы заблудились в трех соснах), а также — где не следует оставлять машину у музея, чтобы ее не увез эвакуатор. На чистом русском.
У экспонатов же перешла на белорусский язык, попутно сообщив об этнической принадлежности жителей Полесья (мы — литвины). Очевидно, что рассказ экскурсовода в музее будет более интересным, если в нем будут неизвестные или звучащие несколько по-другому для слушателя слова. Славно подшутила над посетителями из России.
Еще занимательная часть экспозиции — «Бортничество» — лесное пчеловодство, добыча меда диких, лесных пчел. Хитрая механическая система.
Окончание земного пути. Путь на небо.
Музей народной культуры Мозырщины «Палеская веда» был открыт в 1999 году. Это музей региональной идентичности. Он действует как центр этнокультурного и регионального исследования, реализует комплексную программу по освоению местной культурной среды.
Уже само название «веда» (по аналогии с древнеарийским VEDA) означает знания. И под этим названием имелась в виду система знаний: мифологических, астрологических, фольклорных о мире и существовании человека в этом мире, которая была характерна для этого обособленного и уникального ареала человеческой культуры, каким является Мозырское Полесье.
«Палеская веда» – музей, где мы совершаем путешествие в мир теней, образов, смыслов, где происходит соприкосновение духовного и материального, человека и мира. Мир материализуется в привычных для нас вещах, образах, смыслах, в каждом проявлении бытия. (http://mozyr.museum.by/node/38264)
В феврале стоимость была 1 BYN (31 рубль), фотосъемка 1.5 BYN.
На карте: