Продолжаем знакомство с Бобруйском.
У кинотеатра «Товарищ» можно посмотреть на памятник уроженцу Бобруйска Эфраиме Севеле (1928-2010).
1 июля 2016 года в Бобруйске состоялось торжественное открытие памятника нашему прославленному земляку — писателю, сценаристу и режиссеру Эфраиму Севеле. Памятник установлен у кинотеатра «Товарищ».
Эфраим Севела изображен в задумчивой позе в полный рост у киноаппарата. Инициаторами и спонсорами проекта стали выпускники СШ №19 Бобруйска: Геннадий Рабкин (США), Александр Преснецов (Бобруйск) и Феликс Цупрун (США). (https://bobr.by/news/city/134350.html — там интересное обсуждение жителей Бобруйска по поводу церемонии открытия, памятника и личности самого Севелы).
Эфраим Севела (настоящее имя Ефим Евелевич Драбкин). С матерью и младшей сестрой успел эвакуироваться из Белоруссии в начале Великой Отечественной войны (отец был на фронте); однако во время бомбёжки был сброшен взрывной волной с платформы поезда.
Бродяжничал, в 1943 году стал «сыном полка» противотанковой артиллерии резерва Ставки Главного командования; с полком дошёл до Германии. Награждён медалью «За отвагу».
После эмиграции в 1971 году жил в Израиле (1971—1977) и США (1977—1990), с 1990 года — в России.
Кинотеатр «Товарищ» — один из типовых проектов, реализованных во многих городах СССР в 1950-е годы. Самое интересное, что там до сих пор работает кинотеатр. В России в 1990-е годы они были попросту закрыты и сейчас используются под всевозможные торговые площади.
И еще об искусстве.
Рядом с собором Святого Николая находится здание Театра драмы и комедии имени Денина-Марцинкевича.
И драма, и комедия представлены. Билеты дешевые, за исключением гастрольных выступлений. Театр Эстрады им. Аркадия Райкина из Санкт-Петербурга просит 28 рублей (почти 900 рублей на наши деньги). Тогда как билеты остальные спектакли стоят 3-4 рубля (в районе 100 рублей наших).
Винцент Дунин-Марцинкевич — белорусский писатель и драматург, классик белорусской литературы. Его имя носит Театр драмы и комедии в Бобруйске, а бюст установлен у входа в театр.
Родился Винцент (Викентий Иванович) Дунин-Марцинкевич (1808-1884) в фольварке (усадьбе) Панюшковичи Бобруйского повета Могилевской губернии в шляхетской семье.
Вместе с писательской деятельностью Дунин-Марцинкевич активно занимался и просветительской работой — организовывал белорусские школы, собирал фольклор, записывал разговорный язык. У него в доме собиралась вся минская интеллигенция, где обсуждали состояние белорусской культуры и литературы.
Особого внимания заслуживает театральная деятельность Винцента Дунина-Марцинкевича. Его стараниями был создан первый белорусский театральный коллектив. В историю белорусской культуры он вошел под названием «Театр Дунина-Марцинкевича».
Увлечение театром пришло к Дунину-Марцинкевичу очень рано, еще в то время, когда он жил в Петербурге и Вильно. Не пропускал он ни одного спектакля и в Минске.
Вероятно, с этого зрительского увлечения и начался Марцинкевич-драматург, режиссер и актер. Под влиянием спектаклей русских и польских трупп у него родилась мысль создать свой, отличительный, белорусский театр.
В труппу театра входила семья писателя, соседи, ученики местной школы, знакомые и крестьяне. Театр выступал преимущественно в фольварке Люцинка, который писатель приобрел в 1840 году.
Репертуар состоял из пьес, написанных самим драматургом. Театр был синтетическим и вбирал в себя разные виды сценического творчества: драматическое, вокально-музыкальное и танцевальное искусство. Он наследовал традиции народного сценического искусства и был центром демократической культуры.
Театр Дунина-Марцинкевича пробуждал национальное самосознание зрителей. Первая постановка комической оперы «Селянка» (Идиллия») состоялась 9 февраля 1852 года, а на театральных подмостках открыто прозвучало белорусское слово. Эта дата и считается отправной в возникновении белорусского сценического искусства.
Идем дальше. На Социалистической улице — редакция газеты «Бобруйская жизнь» или «Бабруйскае Жиццё» или «Bobrlife» (название сайта).
Об академике Академии наук БССР Лынькове: Михаил Тихонович Лыньков, более известен как Михась Лыньков (белор. Міхась Лынькоў; 1899 — 1975) провёл большую работу по улучшению бобруйской газеты «Коммунист», в которой в то время печатались материалы на нескольких языках: белорусском, русском, идише и украинском.
В 1941—1942 годах был редактором фронтовой газеты «За Савецкую Беларусь» (выходила на Западном, Центральном и Брянском фронтах).
Трагическая судьба постигла его семью в годы войны: Жена Ханна Абрамовна Аренкова и сын Марик были расстреляны немцами в сентябре 1941 года в Стародорожском районе.
И наконец, знаменитые бобруйские бобры.
Городская скульптура с местным колоритом. Как-то попалась статья жительницы Бобруйска. Она писала, что после установки этих (еще и у городского рынка) скульптур в городе началась настоящая бобромания — фигурки бобров из дерева и других попавшихся под руку материалов стали втыкать чуть ли не в каждом дворе.
Сейчас все поутихло.
Шляпу где-то потерял. Или этого веселого господинчика насильно лишили необходимого предмета гардероба.
А теперь бобр у городского рынка.
А на Центральном рынке совсем тускло. Нет ни мясных, ни рыбных, ни фруктово-овощных рядов. В паре палаток продают колбасу и все. А так — обувь, одежда, сувениры, игрушки и пр. Не, это не рынок.
Интересно, что обе скульптуры выполнены в одном стиле: веселый господинчик с брюшком в респектабельном костюме. А где же столь любимая нынче этнография?
Где улыбающийся селянин с капелюшем, радующийся солнцу и празднику Ивана Купала?
Возвращаемся назад по Социалистической улице — эта ее часть пешеходная. Тоже все чисто и ухожено. Наверное, летом здесь излюбленное место для прогулок горожан.
И еще посмотрим на мемориалы и памятники.
На просторной площади Победы мемориал Великой Отечественной войны.
Памятник воинам-интернационалистам.
Аллея праведников — в честь праведников мира — людей, спасавших евреев в годы немецкой оккупации.
Камень — разбитое сердце. На камне надпись: «Праведникам народов мира, людям, которые с риском для собственной жизни спасали евреев в годы войны» на белорусском и иврите (идише?).
На аллее по обеим сторонам дорожки размещены камни с высеченными именами и фамилиями пятнадцати бобруйчан, которым присвоено звание Праведник мира. В их честь посажены деревья, образующие аллею.
Совсем рядом небольшой мемориал о событиях после освобождения Белоруссии.
Приказом Верховного главнокомандующего от 5 июля 1944 года № 081 за освобождение города от немецко-фашистских захватчиков было присвоено наименование БОБРУЙСКИХ: 17-й стрелковой дивизии, 108-й стрелковой дивизии, 137-й стрелковой дивизии…
А теперь к Бобруйской крепости или тому, что от нее осталось.
На карте:
Галерея:
Как всегда, интересно и профессионально!