Наступила самая замечательная пора: конец апреля — начало мая. Когда все расцветает, благоухает, а птичьи разговоры в парках заглушают все остальные звуки.
Но не в этом году. Весна так и не пришла — заморозки, ветра и снег в апреле. А придет ли лето, еще неизвестно. Но сидеть дома не будем и поедем на майские праздники в Псков. Поедем по другой дороге — через Сланцы, Гдов и Чудское озеро.
Сланцы проезжаем быстро. Останавливаемся только у здания ()
Сланцы были основаны в связи с разработкой Гдовского месторождения горючих сланцев, открытого в 1926 году.
Основателем города сланцевчане считают С. М. Кирова, бывшего первым секретарём Ленинградского обкома ВКП(б). По его инициативе 9 апреля 1930 года началось строительство опытно-эксплуатационного рудника.
С 1996 года эта дата отмечается как день рождения города, хотя строительство посёлка началось фактически лишь в 1932 году. Первая из открытых шахт и центральная улица города носят имя С. М. Кирова.
Рабочий посёлок Сланцы в составе Гдовского района Ленинградской области был образован 20 декабря 1934 года.
В этом здании сейчас гостиница «Кировская» и какие-то государственные структуры, типа судебных приставов.
В январе 1941 года был образован Государственный союзный трест «Ленстройсланец», позднее — Производственное объединение «Ленинградсланец», объединявшее сланцедобывающие предприятия в Ленинградской и Куйбышевской (Самарской) области.
Долгие годы он был градообразующим предприятием; в последние годы испытывает трудности со сбытом продукции (большая часть сланцеперерабатывающих предприятий находится на территории Эстонии), проблемы с обеспечением кадрами, износом оборудования.
С мая 2010 года предприятие полностью остановило добычу сланца. 27 июля 2011 года ОАО «Ленинградсланец» признано банкротом. Предприятие продукцию не производит, а только реализует продукцию со склада.
На вагонетке зачем-то божьи коровки. Подчеркивающие царящее запустение вокруг.
Как-то здесь все депрессивно и грустно. Рынок победил. Только за колбасой и джинсами в другие места уехали жители.
Едем дальше. На трассе Р-60 видим самолет-памятник МиГ-17.
МиГ-17 — советский реактивный истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов.
Первым из серийных истребителей допускал достижение скорости звука, но для боевых полётов считался околозвуковым.
Предназначался для замены МиГ-15. Состоял на вооружении многих стран мира и применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.
Здесь в 1944 году находился военный аэродром, где базировался 872-й штурмовой ордена Александра Невского авиационный полк. Не нашлось Ил-2 для памятника.
Въезжаем в Гдов — самый северный город Псковской области.
По преданию, в X веке местность, на которой расположен ныне город Гдов, входила в удел вдовствующей княгини Ольги. Об этом также упоминал историк В. Н. Татищев в своей незавершённой работе «Лексикон Российской, исторической, географической, политической и гражданской», впервые изданной в 1793 году (одна из версий происхождения названия города):
«Гдов, ныне Вдов, город весьма древний, мнят, яко и Изборск, до построения Плескова был, мнят, якобы оной во вдовстве дан был княгине великой Ольге, отчего он Вдов, или Вдовий, назван…»
Интересный трактор ветеран на главной улице города — улице Карла Маркса (бывший Санкт-Петербургский проспект).
Сохранен в рабочем состоянии старейшим трактористом Фотькиным.
А весны как не было, так и нет. Пока все еще довольно уныло. А ведь уже 30 апреля.
На главной улице осталась еще старые здания: 19-начало 20 века. Купеческие особняки и торговые ряды.
И про Гдов коротко и понятно всем проезжающим.
Хоть и древний город, а дороги хорошо бы подлатать.
А теперь пойдем к остаткам старой Гдовской крепости.
Но сначала, по традиции, про чудеса природы.
Несмотря на отвратительные для конца апреля погоды и отсутствие зелени вокруг, прекрасное по дороге мы все-таки увидели.
Аисты, как говорят, прилетели еще в начале месяца. Стойко переждали снег и ветер. И теперь готовятся к выведению потомства. Может, наступит весна, наконец?
На карте: