Вроде бы и лето наступило. Робкое, дождливое и ветреное. Но все-таки лето — с листвой, цветами и новым потомством у пернатых.
И подзабылась уже первомайская поездка в Псков. Тогда и май был не май, а так — насмешка природы.
Но раз уж приехали — посмотрим на новые и занимательные места этого прекрасного города на реке Великой.
Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский монастырь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма.
По дороге к монастырю проходим мимо дендрария — да, сейчас еще не зазеленело. Зато там играют в футбол, причем очень рискованно: того и гляди, мяч укатится в пруд.
Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.
Собор псковского Мирожского монастыря получил признание как один из выдающихся памятников древнерусской культуры XII века.
Несмотря на долгие века жизни, военные и стихийные бедствия, он сохранил не только древнее архитектурное ядро, но и уникальный по полноте и уровню исполнения ансамбль фресковой живописи.
Открытые в середине XIX века фрески сразу же привлекли внимание исследователей и привлекают до сих пор.
Зайдем в собор и посмотрим на знаменитые фрески XII века, выполненные в основном, византийскими мастерами.
Виднейший деятель русской церкви XII века владыка Нифонт был активным сторонником грекофильской политики, проводимой назначаемыми в Константинополе киевскими митрополитами, поэтому неудивительно, что в создании мирожских фресок, выполненных около 1156 года, приняли участие греческие фрескисты.
Приглашение византийских мастеров на Русь, особенно в двенадцатом столетии, было явлением довольно частым — русская школа живописи находилась тогда еще в стадии становления, и, работая под руководством греков, русские художники овладевали не только техническими навыками, но и богатейшими иконографическими, богословскими и художественными знаниями, приобщаясь к многовековой культуре Византии.
Прочтение средневековой монументальной живописи обладает своей спецификой, которая может оказаться непонятной современному неискушенному зрителю.
Здесь важна не только построчная последовательность композиций, по горизонтали опоясывающих стены собора, но и вертикальные связи сцен между собой, а также соотношения композиций, расположенных в наиболее важных сакральных участках храма — в апсиде, куполе и на сводах. Именно в совокупности этих принципов и раскрываются основные идеи, заложенные в росписи Мирожского собора. (http://culture.pskov.ru/ru/objects/object/248)
Это к тому, что лучше всего в Спасо-Преображенский собор ходить с экскурсоводом, который может подробно рассказать о некоторых сюжетах, отоброженных на фресках.
Но тот экскурсовод, которого услышали мы, больше рассказывал о том, что в те времена (12-13 век) цель живописцев заключалась в том, чтобы рассказать (и показать) неграмотным прихожанам сюжеты из Евангелия.
Поэтому они старались сделать как можно более мирскими, не божественными. Это могли понять обычные люди: жизнь, смерть, радость, потеря близкого.
Для понимания в соборе есть карта-схема, описывающая расположение и названия сюжетов фресок.
Невероятно, но яркие краски сохранились. Хотя, конечно, сейчас производдится некоторая консервация.
В соборе очень строго соблюдается климатический режим — для сохранности фресок. Минимальная влажность и холод. Могут и не пропустить в неудачный день. Нам повезло: была солнечная и сухая погода.
Время не пощадило фрески Мирожского собора. Забеленные в XVII-XVIII веках, они были обнаружены в 1858 году и полностью раскрыты в 1889-1893 годах, но лишь для того, чтобы вновь оказаться записанными в «старом стиле».
Очень высоко фреска с сюжетом «Оплакивание». Иисус и его мать, склонившаяся над своим сыном.
Реставрационное раскрытие памятника завершилось только в 1983 году, но и сейчас на значительных площадях, где фрески сильно утрачены, оставлены записи конца XIX века. Тем не менее мы можем составить общее представление о стиле мирожских росписей.
Прекрасное понимание пропорций и умение точно вписать многочисленные сюжеты в интерьер памятника, не нарушая его форм и не перегружая плоскости стен изображениями, что позволяло гармонично сосуществовать живописи и архитектуре, — все это выдает в мирожских мастерах опытнейших монументалистов.
Богатейший колорит фресок, где, кажется, использованы почти все известные в средние века краски, построен на контрастном звучании насыщенных, часто разбеленных тонов, как бы сияющих на интенсивном голубом фоне. (http://culture.pskov.ru/ru/objects/object/248)
И еще в соборе есть собрание старинных поклонных крестов XIV-XVI веков.
Каменные кресты известны на Руси с домонгольской поры. Их ставили на дорогах и реках как поклонные, пограничные и «путеуказатели».
Еще посмотрим на Мирожский монастырь, хотя вроде бы Спасо-Преображенский собор рассказал на все. Территория очень небольшая.
Стефановская церковь (17 век) построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота.
А через ворота можно выйти берег реки Великой.
Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами.
В конце XVIII века территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды.
О памятнике архитектуры. Нынче уже тоже архаичная табличка.
Еще раз — интереснейшие фрески Спасо-Преображенского собора в Мирожском монастыре. Но лучше походить, посмотреть и послушать с экскурсоводом. Замечательное путешествие в историю и искусство создания фресок получится. Опять же — климатический контроль! Могут и не пустить в дождливый день.
На карте:
Галерея: