Второй день нашего путешествия в Таллин. И начинается он с загадочного тумана, скрывшего крыши Старого города. Пробежимся еще по тем местам и посмотрим на старинную архитектуру, которую разноцветно подчеркивало вчерашнее солнце.
Поднимаемся на смотровую площадку у дома Стенбока. Да, нынче все по-другому выглядит. Вчера, конечно, вид на Нижний город был повеселее, но не такой загадочный.
Церковь Олевисте только угадывается в тумане.
Еще крыши Старого Таллина с холма Тоомпеа.
И еще один туманный городской пейзаж — Таллинский пассажирский порт, откуда регулярно ходят гигантские паромы в Хельсинки (всего два часа длится рейс) и Стокгольм.
Вершина Домского собора тоже пока едва видна сквозь туман. Но уже чувствуется, что скоро-скоро солнце разгонит эту загадочную красоту.
И пока думали, по какой дороге спуститься вниз, случайно набрели на неизвестную смотровую площадку. Вот оно — солнце уже пробивается.
Остатки тумана и Нижний город.
Можно очень долго простоять на этой площадке и рассматривать всяческие подробности улиц и зданий Старого Таллина. Конечно, если в наличии есть мощная оптика.
И пока еще пустынно на улицах Старого города. Но скоро уже (после завтрака) двинутся сюда туристы.
И воспользуемся нашей мощной оптикой.
Пока туман не ушел. Но с высоты обзорной площадки хорошо виден флюгер Старый Томас на шпиле Ратуши.
Что же, туда, в Нижний город и пойдем. Уже по знакомой нам улице Пикк-Ялг (Длинная нога). Пока еще все завтракают. Красота.
Проходим через ворота еще одной башни на Люхике-Ялг (Короткая нога) и спускаемся в Нижний город.
И пойдем полюбуемся на церковь Нигулисте. Уже из Нижнего города. Туман исчез и появилось солнце. Правда, в этот день ненадолго.
Церковь Святого Николая или Церковь Нигулисте (эст. Niguliste kirik) — бывшая лютеранская церковь, ныне — музей-концертный зал. Здание церкви расположено в Старом городе Таллина. Этот храм, названный в честь покровителя всех мореходов — святого Николая, был основан немецкими купцами в XIII веке. Музей Нигулисте является одним из четырёх филиалов Эстонского художественного музея.
Часть немецких переселенцев с острова Готланд в 1230 году обосновалась юго-западнее Ратушной площади, этот участок через Пикк-Ялг был связан с Тоомпеа. Просторная площадка на восточной стороне нынешней улицы Ратаскаэву была выбрана для строительства, и к концу XIII века здание было воздвигнуто на нынешнем месте как трёхнефная зальная церковь.
В послевоенное время в храме велись реставрационные работы, был восстановлен утраченный в годы войны шпиль. В ночь на 13 октября 1982 года в здании случился сильный пожар, в результате чего восстановленный на башне шпиль рухнул.
После ремонта здания и реставрации интерьера в бывшей церкви Нигулисте в январе 1984 года был открыт филиал Таллинского художественного музея и концертный зал.
Там были собраны ценнейшие экспонаты искусства Средневековья: алтари, скульптуры, картины, гербы-эпитафии, исповедальни, украшавшие некогда церкви и монастыри Эстонии.
Особого внимания заслуживает всемирно известная картина любекского живописца Берндта Нотке — «Пляска смерти», часть которой находится в часовне Св. Антония. На картине показана цепочка из людей разных сословий, начиная папой римским и заканчивая младенцем, а также танцующие рядом с ними фигурки Смерти, завлекающие людей в танец.
Еще пройдемся у сквера рядом с церковью. Отсюда видны и башни Старой крепости.
Церковь Святого Николая — единственная из церквей Нижнего города, в которой в смутные дни Реформации католической церкви смогли предотвратить разграбление протестантами внутреннего убранства храма.
Ночью 14 сентября 1524 года агрессивная толпа горожан, разгромив церкви Св. Олава, Пюхавайму и святой Екатерины в Доминиканском монастыре, подошла к церкви Св. Николая, однако местное предание утверждает, что замки дверей были запаяны свинцом. Потом страсти улеглись, и храм стал лютеранским; богатое убранство было сохранено.
Рядом с церковью установлен памятник (или мемориал), посвященный писателю Эдуарду Вильде.
Эдуард Вильде (эст. Eduard Vilde; 1865 — 1933) — эстонский писатель, драматург и журналист, представитель критического реализма в эстонской литературе.
В своих произведениях Эдуард Вильде изображал разорение и обнищание эстонской деревни и пролетаризацию крестьянства (романы «В холодную страну» («Külmale maale», 1896), «Железные руки» («Raudsed käed», 1898), а также другие).
Эдуард Вильде написал историческую трилогию о крестьянских волнениях в Эстонии конца 50-х годов XIX века — «Война в Махтра» («Mahtra sõda», 1902), «Когда крестьяне из Ания посетили Таллин» («Kui Anija mehed Tallinnas käisid», 1903), «Пророк Малтсвет» («Prohvet Maltsvet», 1905—1908). Трилогию пронизывает мысль о том, что освобождение народа из-под гнёта прибалтийско-немецких помещиков не может произойти без активной борьбы крестьянства.
На странице «книги-монумента», видимо герои произведений писателя — эстоские крестьяне конца 19 — начала 20 века.
И последний привет лета у церкви Нигулисте. Скоро зима.
И идем в сторону Ратуши.