Скоро Новый год — день увеличивается. Пройдемся в декабре по центру Санкт-Петербурга. Что-нибудь интересное увидим.
На этот раз маршрут такой — от метро Чернышевская — по Таврическому саду — Смольный и до Невского по Суворовскому проспекту. Посмотрим на зимний город, собор и на новогодние украшения (если где-то этим озаботились).
Сначала — Таврический сад.
Для справки: Таврида — название Крымского полуострова после его присоединения к России (1783), одно из исторических названий древнего и средневекового Крыма. В официальных документах полуостров продолжал называться Крымом.
Сад разбит в 1783—1800 годах английским садовым мастером В. Гульдом при строительстве Таврического дворца. На месте небольшой речки Саморойки была устроена сложная гидротехническая система из двух прудов, соединённых протоками.
В пруды выпустили стерлядь. Пруды наполнялись водой из Лиговского канала. На большом пруду есть два острова. Из грунта, вынутого при сооружении прудов, насыпаны видовые горки. В 1866 году Таврический сад открыт для посетителей.
Тем и нравится сад, что к Тавриде склоняется он,
Через тысячи вёрст до отрогов её доставая.
Тем и нравится сад, что долинам её посвящён,
Среди северных зим — берегам позлащённого края,
И когда от Потёмкинской сквозь его дебри домой
Выбегаю к Таврической, кажется мне, за оградой
Ждёт меня тонкорунное с жёлтой, как шерсть, бахромой,
И клубится во мгле, и, лазурное, грезит Элладой. (Александр Кушнер).
Что-то наши поэты все южными морями, заливами и прочими Элладами грезили. А народ, между тем, никуда не сваливал уезжал, и просто потихоньку делал свое дело. Получалось по всякому.
Редкое в наши декабрьские дни солнце. Тоже хорошо.
О героической истории города: Памятник пионерам-героям — мемориальный памятник в Таврическом саду. Является первым в городе монументом, посвященным героизму юных пионеров, погибших в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны.
И о Дороге Жизни.
После революционных событий 1905 года был принят в числе прочих указов и указ о веротерпимости.
Указ 17 апреля 1905 г. предоставлял свободу вероисповедания всем конфессиям на территории России, право регистрации конфессиональных объединений (при наличии их руководителей), переходить в другие веры, принимать в свои объединения даже бывших православных и с детьми до 14 лет.
«Все, не принадлежащие господствующей Церкви, подданные Российского государства, природные (родившиеся в России. — В.Ф.) и в подданство принятые, также иностранцы, состоящие на российской службе или временно в России пребывающие, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной».
Свободу вероисповедания получала многомиллионная масса старообрядцев всяких толков и согласий, подвергавшаяся гонениям почти 250 лет. Было объявлено, что с момента издания манифеста прекращаются всякие гонения за веру, и каждый свободен исповедовать ту, которую он считает истинной.
В этом случае речь о старообрядцах или раскольниках, оторвавшихся от Русской православной церкви аж в 1654 году. (Боярыня Морозова, самосожжения в скитах, гонения по времена Николая I и пр.).
Наконец, свобода.
После манифеста о веротерпимости был возведён комплекс сооружений на участке земли в границах Шпалерной, Тверской и Таврической улиц: училище, дом престарелых, жилой дом, часовня и церковь. Части здания Церкви — звонница, галерея и основной объём — были пристроены к двухэтажному зданию более ранней постройки. Участок и строительство комплекса выполнялись на средства вдовы купца 1-й гильдии Веры Ивановны Кокоревой при содействии общества старообрядцев. Также на участке находился сад и место захоронения (кладбище).
Храм был заложен в 19 августа 1906 года на праздник Преображения и освящен 10 декабря 1908 года на праздник Богородицы в честь иконы Знамения, бывшего в Великом Новгороде. Строительство Храма велось по плану и под наблюдением художника и архитектора Дмитрия Андреевича Крыжановского.
Но веротерпимость, она тоже разная. Попробуй-ка зайти туда без двуперстия.
Также на Тверской улице немного про другое. Как-бы коммунистическая пропаганда. В отсутствие реальных политических сил, выражающих эту точку зрения, выглядит все несколько абсурдно.
И полюбуемся на Смольный собор. Наконец-то солнце.
В 1740-е годы Елизавета Петровна, уже будучи императрицей, указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество.
В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора — Бартоломео Франческо Растрелли. Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года.
С 1749 года работами руководил Христиан Кнобель — архитектор, работавший вместе с Растрелли. К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты.
Началось возведение самого собора. Вскоре началась Семилетняя война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно.
С 1762 года отделку собора ведёт архитектор Ю. М. Фельтен. Открытие Смольного института состоялось 27 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.
Новая мода. Видели такое уже в Святогорском монастыре.
Хорошо при солнышке! Северное барокко.
Войдем. Погреемся и посмотрим на реставрационные работы.
Большое пространство вокруг. Но пока идет ремонт. А потом и вовсе православные активные тетеньки зашпыняют.
Икон много новодельных — как из фэнтези персонажи.
И еще пройдем у архитектурного комплекса Смольного монастыря.
Немного революционной истории.
И еще напоследок лазурный Смольный собор — при редком у нас декабрьском солнце.
А теперь пойдем к другому Смольному, зданию, ключевой ролью в событиях Октябрьской революции 1917 года.
Смольный институт — здание Смольного института благородных девиц, возведённое не позднее 1806 года в Петербурге по проекту Джакомо Кваренги. Памятник истории и архитектуры классицизма, резиденция губернатора Петербурга, а также музей.
К зданию Смольного ведет длинная аллея. У входа на аллею есть, что посмотреть.
Основатели теории марксизма.
До 1917 года в здании, построенном Кваренги, располагался Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию. В интерьере доминирует Белый (Актовый) зал, где проходили балы и другие торжественные мероприятия с участием воспитанниц. Сохранились и другие интерьеры эпохи классицизма.
В октябре 1917 года институт был переведён в Новочеркасск, после чего в опустевшем здании расположился штаб по подготовке к восстанию большевиков, которым руководил Петроградский военно-революционный комитет.
Вечером 24 октября Ленин прибыл в Смольный и отсюда стал руководить вооруженным восстанием. К утру 25 октября все основные стратегические объекты – мосты и вокзалы, телеграф и электростанции, были в руках восставших.
Военно-революционный комитет опубликовал написанное В.И. Лениным обращение «К гражданам России», в котором говорилось о низложении Временного правительства и переходу власти к Военно-революционному комитету – органу Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.
А днем в 2 часа 35 минут на экстренном заседании Петроградского Совета прозвучали его знаменитые слова: «Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась».(https://www.spb-guide.ru/page_12878.htm)
Ну все. День погас. Пойдем по вечернему городу .
Экие затейники.