Приехали мы наконец-то в Ригу, устроились в гостинице. И почти сразу отправились в центр — к Старому городу.
И первая достопримечательность при выходе из гостиницы — Рижская телебашня: теле- и радиовещательная башня в Риге (Латвия), построенная в период с 1979 по 1986. Высота телебашни составляет 368,5 метров, что делает её самым высоким сооружением в Прибалтике, третьим по высоте в Европе (после Останкинской и Киевской телебашен) и 44-м в мире (на 2011 год).
Путь к Старому городу вдоль протоков Даугавы предстоит немалый. Чтобы не скучать постоянно осматриваем окрестности. Вот еще одно внушительное строение — здание Латвийского телевидения (1979-1987), расположенное на том же Заячьем острове, что и телебашня.
Дольше на набережной видим памятник, установленный в честь победы над армией Бермонта в 1919 году. Темная история. Западная добровольческая армия (очередные белодельцы-белогвардейцы при поддержке Германии) были отброшены латвийской армией(??) при попытке проникнуть на «большевистский фронт» к Петрограду. Что-то похоже на жабу с гадюкой.
Н-да, какую-бы еще перемогу увековечить?
Вот и приближаемся к Каменному мосту, по которому перейдем к Старому городу. И широченная Даугава, конечно, почти вокруг нас.
Но еще их наследия советской оккупации (это если оглянуться назад). Железнодорожный мост и здание Академии наук. Электрички частенько проходят по мосту.
Идем по Каменному мосту (латыш. Akmens tilts, ранее Октябрьский мост) к самому средневековому сердцу города. Мост открыт в 1957 году.
Сразу за мостом — площадь Латышских Стрелков.
Немного истории: Латышские стрелки (латыш. Latviešu strēlnieki) — личный состав стрелковых частей, сформированных в 1915 году во время Первой мировой войны из жителей Лифляндской, Курляндской и Витебской губерний.
В 1916 году развёрнуты в Латышскую стрелковую дивизию. В восьми латышских стрелковых полках служило до 40 тысяч человек. После Октябрьской революции, во время Гражданской войны в России латышские полки поддержали большевиков и стали одними из первых воинских частей, стоявших у основания РККА.
Являлись самым крупным национальным военным формированием на службе в Красной армии. Использовались как исключительно боеспособная сила на стороне большевиков. Общая численность около 80 тыс. человек. Полки латышских стрелков широко применялись по всему фронту Гражданской войны.
Памятник был установлен в 1971 году как часть Мемориального музея-памятника Латышским красным стрелкам.
И вот что самое интересное про здание музея:
Построено в 1970 году как музей Латышских красных стрелков в составе создаваемого Мемориального музея-памятника Латышским красным стрелкам. Его архитектор — Гунар Лусис-Гринберг — вместе с создателями памятника латышским стрелкам был удостоен Государственной премии СССР.
Здание музея разделило окружающее пространство на две равнозначные части, отделив от средневековой Ратушной площади новообразованную площадь Латышских Стрелков, обращённую к Даугаве.
Фасад здания облицован спаянными медными пластинами, выглядит строго и лаконично. Фактура материала и приёмы его обработки характерны для стилевых приёмов советской архитектуры 70-х годов.
В 1993 году в здании ликвидированного музея Латышских красных стрелков разместился Музей оккупации Латвии.
То есть, освобожденные от мерзкого тоталитаризма, свободные граждане Европы тупо используют то самое мерзкое наследие оккупации, а на собственные проекты, кроме псевдоисторического нытья, сил и желания нет.
А что Латышские стрелки? Почему же их не упразднят? Ну-уу. Они же наши.
Фу-ух. Наконец-то, Старая Рига. Хотя и там, в средневековье, иезуитов (в плохом смысле слова) хватало.
На Ратушной площади самое интересное здание — Дом Черноголовых. Прекрасный пряничный домик.
В конце XIII века существовало братство св. Георгия, в которое принимали молодых, неженатых иностранных купцов. Первоначально его патроном был св. Георгий — покровитель рыцарей и воинов, позже — св. Маврикий (его символ — чёрная голова был в гербе братства) и за ними закрепилось имя Черноголовых.
Корпорация была полностью светской. Основателями рижской компании, самой богатой и влиятельной из существовавших, были комиссионеры, агенты и приказчики рижских и заграничных фирм. Они занимались закупкой и доставкой товаров в Ригу. Занятие это было сопряжено с большим риском, в отличие от посреднической торговли местных оседлых купцов, имевших своим центром Большую гильдию. Странствующие приказчики и заграничные купцы создали в Риге свой противовес — компанию Черноголовых. Хотя окончательно уйти от опеки Большой гильдии удалось только к концу XVII века.
Дом Черноголовых был восстановлен в прежнем виде на прежнем месте в 1996—2000 годах к празднованию 800-летия Риги.
И, собственно, Ратуша напротив Дома Черноголовых.
Это далеко не первое здание Ратуши в Риги (первое появилось после 1225 года). Неоднократно перестраивалось, восстанавливалось, переносились. За столько-то веков. Сейчас в здании-копии 19 века находится Рижская дума.
Один из символов Ганзы — статуя Роланда.
Роланд представляет собой каменную или деревянную скульптуру, которая встречалась в средние века, главным образом, в городах Северной Германии, заключавших между собой договоры о торгово-экономическом сотрудничестве и постепенно формировавших Ганзейский союз.
Время еще есть — впереди два дня. Пойдем пока, куда глаза глядят. Надеемся, что не заблудимся.
Милый дворик с национальной кухней. И явно недешевой. Дом напоминает Вермеера и прочих малых голландцев.
А вот тут уже нечто совсем не малое. Церковь Святого Петра впервые упоминается в 1209 году.
Общая высота башни церкви — 123,5 метра, из которых 64,5 метра приходится на шпиль). До построения Рижской телебашни (1985) церковь Святого Петра являлась самым высоким сооружением в городе.
Но о нем потом поподробнее.
Шпиль церкви Святого Петра, украшен фигурой петушка. Функция петушков на храмовых шпилях — указание направления ветра, так как все они являются флюгерами.
А мы еще и Пушкина вспомним. И его Золотого петушка. Хотя, это вообще из мавританских сказок.
С алтарной части церкви — нечто инфернальное. Вроде как Бременские музыканты — осел, собака, кот, петух.
Есть замечательный музыкальный мультфильм о Бременских музыкантах. Но эти — страшно, аж жуть.
А вот это хорошее животное. Настоящий пушистый кот, идущий по своим делам.
Затеряемся еще немного на улицах Старой Риги. Но не очень. Скоро темнеть начнет.
Единственная башня старых городских укреплений Риги. Пороховая башня, соединенная с Военным музеем Латвии (??).
Тут же — современная городская скульптура. Не беремся понять замысел автора.
Наконец, после клубка улочек, выходим на простор. Домская площадь и Домский собор.
Собор был основан 25 июля 1211 года, в День Святого Якоба, епископом Риги Альбертом Буксгевденом. За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства. Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно немцы.
Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году. Первоначальное здание Домского собора являлось примером так называемого переходного стиля — от романского к «северной готике».
Еще животное — уже у Домского собора. Броненосец — одна из сульптур детской игровой площадки «Лабиринт».
Ну и хватит на первый день. Уже темнеет. Пора к дому.
По теме:
Короткое мартовское путешествие по Прибалтике и Псковщине.