Что-то зачастили мы в дальние дали. То в Белоруссию, то в Старую Руссу, а то и вовсе на жаркие юга ближние (относительно) и средиземноморские. Интересно же. Но не будем забывать про чудеса, которые совсем рядом с нами, посетим Государственный Эрмитаж, вернее его главный комплекс, находящийся в Зимнем дворце.
Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того, как ей были переданы из Берлина 317 ценных картин (по другим данным их было лишь 225) общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Иоганна Эрнеста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710—1775), в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову.
Среди них были полотна таких мастеров, как Дирк ван Бабюрен, Хендрик ван Бален, Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Антонис ван Дейк, Хендрик Гольциус, Франс Хальс, Ян Стен, Геррит ван Хонтхорст и другие произведения, в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века.
Значит, пойдем сначала и посмотрим на голландцев — больших и малых. Исключительно интересно, даже для людей не связанных с искусством и живописью. А по пути к голландцам и фламандцам тоже всякое замечательное увидим.
Свою историю музей начинал с коллекции произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II.
Первоначально это собрание размещалось в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), откуда и закрепилось общее название будущего музея.
В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.
Тронный зал просторный и красивый. И трон при нём. История повернула так, что трон этот пуст. Только множество туристов глазеют на некий символ былого или кажущегося величия.
Да, это надо было постараться — огромную Империю уничтожить. Хотя, в 1985 году примерно такая же история началась — там хватило всего шесть лет.
Переходим в Павильонный зал, главным чудом которого являются Часы «Павлин» — часовой автомат работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри. Часы изготовлены в Великобритании, в Лондоне в 1770-е годы. Материал: бронза, серебро, стразы, золочение.
Часы работают, а сам Павлин заводится каждую среду в 19:00. Этот процесс можно посмотреть на мониторе рядом — работа часового механизма, и прочие чудеса механики.
Павлин и его великолепный хвост.
В этом павильоне еще и другие животные есть.
Но пора к нашим голландцам, иначе тут на сутки можно завязнуть у каждого экспоната.
Про «малых голландцев»:
Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении. Он не носит оценочного характера и никоим образом не характеризует роль и место художников в истории живописи, равно как и масштаб их таланта.
Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов; во-вторых, интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни.
В сущности, к малым голландцам можно отнести практически всех голландских художников XVII века, за исключением Рембрандта и Халса, создававших в числе прочего и монументальные произведения.
Сначала, конечно, в разделе Голландское искусство — Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669). Подойти к полотну «Возвращение блудного сына» достаточно сложно — вокруг много китайских товарищей со всевозможными снимающими гаджетами.
…Встал и пошел к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его…
А здесь — что-то очень домашнее и кокетливое: «Да нет же, хороша я, чудо как хороша!»
Знаменитая «Флора» — первоначально — «Саския в образе Флоры» — картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно, изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры.
Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Германа Арентса (Herman Arents) в Амстердаме в апреле 1770 года. Посол Д. А. Голицын приобрел её для Екатерины II вместе с другими картинами (он же, обладая отличным вкусом, купил на другой распродаже «Возвращение блудного сына»).
О, сюжет!
Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Однако бог Зевс проник к Данае в виде золотого дождя и совокупился с ней, в результате чего Даная родила сына Персея.
Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении девушке. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт.
Ожидает возлюбленного.
Ученик Рембрандта — Фердинанд Боль (1616-1680). Много портретов своих современников.
XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Этому в первую очередь способствовали два фактора: обретение Республикой Соединённых провинций политической и религиозной независимости, а также её экономическое процветание.
Наиболее образованный и влиятельный слой населения — бюргеры — желали видеть Голландию просвещённой страной, в которой активно развиваются наука и искусство, и именно в живописи наиболее ярко выразилось новое мироощущение голландского народа.
Интересные бытовые сцены постоянно встречаются в картинах голландских художников 17 столетия. И множество бытовых подробностей.
Картины украшали общественные здания, бюргерские и даже крестьянские дома; были предметом коллекционирования, продавались на ярмарках и у специальных торговцев, а также шли на экспорт и даже использовались как предмет капиталовложения и средство платежа.
Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников.
Бытовые и жанровые сценки. Но и Евангелие не забывали. Или фантазии из жизни персонаже Нового Завета воплощали на холсте.
И опять быт: служанка убирает в доме. И детали — ее отражение в небольшом зеркале, лучи солнца на стене. Все дышит миром и спокойствием.
Одна из картин, где есть множество интерпретаций сюжета. Старая сводня делает свою работу или влюбленный молодой человек пришел к приболевшей барышне?
Выражение лица, что говорят глаза? Спустя несколько веков можно спорить. Настоящие мастера жанровой живописи.
И здесь история загадочная. То ли больная притворяется и врач это знает, то ли … Там уж у Мольера нужно спросить, как в 17 веке бытовые интриги и интрижки придумывать.
Натюрморты, конечно. Красиво свисает кожура лимона. Главное, его из колоний привезти.
И веселья добавим. Музыка, вино, песни и прочие развлечения. Все как и в наших заведениях нынче.
А пока хватит. Ноги уже гудят. Нужно и отдохнуть. Все не пересмотреть за один день.
Галерея: