В Эрмитаже. Голландцы и фламандцы.

Что-то зачастили мы в дальние дали. То в Белоруссию, то в Старую Руссу, а то и вовсе на жаркие юга ближние (относительно) и средиземноморские. Интересно же. Но не будем забывать про чудеса, которые совсем рядом с нами, посетим Государственный Эрмитаж, вернее его главный комплекс, находящийся в Зимнем дворце.

На Дворцовой площади.

На Дворцовой площади.

Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того, как ей были переданы из Берлина 317 ценных картин (по другим данным их было лишь 225) общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Иоганна Эрнеста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710—1775), в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову.

Колонны Зимнего дворца.

Колонны Зимнего дворца.

 

Среди них были полотна таких мастеров, как Дирк ван Бабюрен, Хендрик ван Бален, Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Антонис ван Дейк, Хендрик Гольциус, Франс Хальс, Ян Стен, Геррит ван Хонтхорст и другие произведения, в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века.

К Музею. Во дворе Государственного Эрмитажа.

К Музею. Во дворе Государственного Эрмитажа.

Значит, пойдем сначала и посмотрим на голландцев — больших и малых. Исключительно интересно, даже для  людей не связанных с искусством и живописью. А по пути к голландцам и фламандцам тоже всякое замечательное увидим.

К Музею. Во дворе Государственного Эрмитажа.

К Музею. Во дворе Государственного Эрмитажа.

Свою историю музей начинал с коллекции произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II.

Первоначально это собрание размещалось в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), откуда и закрепилось общее название будущего музея.

В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.

Государственный Эрмитаж. В Тронном зале.

Государственный Эрмитаж. В Тронном зале.

Тронный зал просторный и красивый. И трон при нём. История повернула так, что трон этот пуст. Только множество туристов глазеют на некий символ былого или кажущегося величия.

Государственный Эрмитаж. В Тронном зале.

Государственный Эрмитаж. В Тронном зале.

Да, это надо было постараться — огромную Империю уничтожить. Хотя, в 1985 году примерно такая же история началась — там хватило всего шесть лет.

Государственный Эрмитаж. В Тронном зале.

Государственный Эрмитаж. В Тронном зале.

Переходим в Павильонный зал, главным чудом которого являются  Часы «Павлин» — часовой автомат работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри. Часы изготовлены в Великобритании, в Лондоне в 1770-е годы. Материал: бронза, серебро, стразы, золочение. 

Государственный Эрмитаж. Часы "Павлин".

Государственный Эрмитаж. Часы «Павлин».

Часы работают, а сам Павлин заводится каждую среду в 19:00. Этот процесс можно посмотреть на мониторе рядом — работа часового механизма, и прочие чудеса механики.

DSC04799Павлин и его великолепный хвост.

Государственный Эрмитаж. Часы "Павлин". Видео для посетителей.

Государственный Эрмитаж. Часы «Павлин». Видео для посетителей.

В этом павильоне еще и другие животные есть.

Государственный Эрмитаж. Часы "Павлин". Видео для посетителей. Петушок.

Государственный Эрмитаж. Часы «Павлин». Видео для посетителей. Петушок.

Но пора к нашим голландцам, иначе тут на сутки можно завязнуть у каждого экспоната.

Про «малых голландцев»:

Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении. Он не носит оценочного характера и никоим образом не характеризует роль и место художников в истории живописи, равно как и масштаб их таланта.

Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов; во-вторых, интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни.

В сущности, к малым голландцам можно отнести практически всех голландских художников XVII века, за исключением Рембрандта и Халса, создававших в числе прочего и монументальные произведения.

Сначала, конечно, в разделе Голландское искусство — Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669). Подойти к полотну «Возвращение блудного сына» достаточно сложно — вокруг много китайских товарищей со всевозможными снимающими гаджетами.

…Встал и пошел к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его…

Государственный Эрмитаж. Рембрандт. Возвращение блудного сына.

Государственный Эрмитаж. Рембрандт. Возвращение блудного сына.

А здесь — что-то очень домашнее и кокетливое: «Да нет же, хороша я, чудо как хороша!»

Молодая женщина, примеряющая серьги. 1657. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Поступила в Эрмитаж из собрания Бодуэна в Париже в 1781 г.

Молодая женщина, примеряющая серьги. 1657. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Поступила в Эрмитаж из собрания Бодуэна в Париже в 1781 г.

Знаменитая «Флора» — первоначально — «Саския в образе Флоры» — картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно, изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры.

Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Германа Арентса (Herman Arents) в Амстердаме в апреле 1770 года. Посол Д. А. Голицын приобрел её для Екатерины II вместе с другими картинами (он же, обладая отличным вкусом, купил на другой распродаже «Возвращение блудного сына»).

Государственный Эрмитаж. Рембрандт. Флора. 1634.

Государственный Эрмитаж. Рембрандт. Флора. 1634.

О, сюжет!

Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Однако бог Зевс проник к Данае в виде золотого дождя и совокупился с ней, в результате чего Даная родила сына Персея.

Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении девушке. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт.

Ожидает возлюбленного.

Государственный Эрмитаж. Рембрандт. Даная. 1636-1647.

Государственный Эрмитаж. Рембрандт. Даная. 1636-1647.

Ученик Рембрандта — Фердинанд Боль (1616-1680). Много портретов своих современников.

Государственный Эрмитаж. Фердинанд Боль. Старая женщина с книгой.

Государственный Эрмитаж. Фердинанд Боль. Старая женщина с книгой.

XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Этому в первую очередь способствовали два фактора: обретение Республикой Соединённых провинций политической и религиозной независимости, а также её экономическое процветание.

Наиболее образованный и влиятельный слой населения — бюргеры — желали видеть Голландию просвещённой страной, в которой активно развиваются наука и искусство, и именно в живописи наиболее ярко выразилось новое мироощущение голландского народа.

Интересные бытовые сцены постоянно встречаются в картинах голландских художников 17 столетия. И множество бытовых подробностей.

Государственный Эрмитаж. Франс ван Мирис I. Утро молодой дамы.

Государственный Эрмитаж. Франс ван Мирис I. Утро молодой дамы.

Картины украшали общественные здания, бюргерские и даже крестьянские дома; были предметом коллекционирования, продавались на ярмарках и у специальных торговцев, а также шли на экспорт и даже использовались как предмет капиталовложения и средство платежа.

Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников.

Бытовые и жанровые сценки. Но и Евангелие не забывали. Или фантазии из жизни персонаже Нового Завета воплощали на холсте.

Государственный Эрмитаж.  Деррит ван Хонтхорст. Детство Христа. 1620.

Государственный Эрмитаж. Деррит ван Хонтхорст. Детство Христа. 1620.

И опять быт: служанка убирает в доме. И детали — ее отражение в небольшом зеркале, лучи солнца на стене. Все дышит миром и спокойствием.

Государственный Эрмитаж. Питер Янсенс Элинга. Комната в голландском доме. 1623.

Государственный Эрмитаж. Питер Янсенс Элинга. Комната в голландском доме. 1623.

Одна из картин, где есть множество интерпретаций сюжета. Старая сводня делает свою работу или влюбленный молодой человек пришел к приболевшей барышне?

Выражение лица, что говорят глаза? Спустя несколько веков можно спорить. Настоящие мастера жанровой живописи.

Государственный Эрмитаж. Герард Терборх. Бокал лимонада.

Государственный Эрмитаж. Герард Терборх. Бокал лимонада.

И здесь история загадочная. То ли больная притворяется и врач это знает, то ли … Там уж у Мольера нужно спросить, как в 17 веке бытовые интриги и интрижки придумывать.

Государственный Эрмитаж. Ян Стен. Больная и врач. 1679.

Государственный Эрмитаж. Ян Стен. Больная и врач. 1679.

Натюрморты, конечно. Красиво свисает кожура лимона. Главное, его из колоний привезти.

Государственный Эрмитаж. Натюрморт с лимоном.

Государственный Эрмитаж. Натюрморт с лимоном.

И веселья добавим. Музыка, вино, песни и прочие развлечения. Все как и в наших заведениях нынче.

Государственный Эрмитаж. Якоб Дюк. Веселое общество.

Государственный Эрмитаж. Якоб Дюк. Веселое общество.

А пока хватит. Ноги уже гудят. Нужно и отдохнуть. Все не пересмотреть за один день.

Галерея:

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, В центре Петербурга, Все краски лета, Прогулки по городу с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *