Увидели в Русском музее картину И.К. Айвазовского «Петр I при Красной горке». Н-да, где Айвазовский из Феодосии и его южные моря, а где наш Финский залив, на берегу которого расположен форт «Красная горка» в Ломоносовском районе неподалеку от Лебяжьего.
А вот да — Айвазовский отразил в своей картине один из эпизодов Северной войны:
Красная Горка (Большая Ижора) сыграла роль временного пристанища петровского флота во время взятия Выборга в 1710 году. В «Походном журнале» 1710 года записано, что галеры и провиантские суда, направлявшиеся весной к осажденному русскими полками Выборгу, «1 мая ночевали на якоре возле Красной Горки», где Петр, управляя яхтой «Лизетта», нашел укрытие ото льдов.
Вскоре «великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло льдом в большое море гораздо далеко». Айвазовский запечатлел эпизод, когда Петр, спасая свой флот, разжигает на берегу костер, служащий маяком. Через неделю флот смог доставить провиант к Выборгу, а 10 мая началась выгрузка вооружений и войск в Выборгском заливе.
Вскоре Выборг сдался. В том же году на берегу Финского залива начали устанавливать маяки. (http://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/17_19/ayvazovskiy_ik_petr_i_pri_krasnoy_gorke_1846_zh_5879/index.php)
Придется съездить еще раз на форт «Красная горка» и посмотреть на Залив с высокого берега. Как-то бывали здесь, только тогда тепло уже установилось. А сейчас еще снега лежат.
Сначала — Лебяжье.
«Двухместный штурмовик Ил-2. Создан в 1939 году КБ С. В. Ильюшина. Вооружение 2 х 23-мм пушки, 2 х 7,62-мм пулемета, 1 х 12,7-мм пулемет, бомбовая нагрузка — 600 кг. За годы войны выпущено 36163 самолета. Этот штурмовик защищал небо над Ленинградом и Балтийским морем. на Ил-2 сражались и пали смертью храбрых 1350 летчиков авиаполков, базировавшихся на аэродроме «Борки»»
В 1987 году члены подводно-поисковой группы «Балтика» Ленинградского городского клуба ДОСААФ подняли обломки этого самолета со дна озера Белое (Тосненский район). Были найдены и останки членов экипажа. Прах младшего лейтенанта В.Шишковца и сержанта В.Данилина из 232-й штурмовой дивизии 14-й воздушной армии с воинскими почестями захоронили в поселке Любань. Ил- 2 было решено восстановить как памятник.
Сначала подъедем (с бо-ольшим трудом к мемориалу артиллеристам — защитникам Ленинграда во время Великой Отечественной войны).
Когда-то здесь был гарнизонный храм Св. Марии Магдалины.
Форт «Красная Горка» (Алексеевский) (в 1919 году переименован в «Краснофлотский», фин. Yhinmäki, Юхинмяки) — один из двух мощных береговых фортов Кронштадтской позиции Морской крепости Петра Великого. Входил в состав мощной минно-артиллерийской позиции, надёжно защищавшей подступы к Петербургу от подхода крупных кораблей противника.
Форт вошел в строй в начале 1914 года. К началу мировой войны гарнизон форта был укомплектован по штатам военного времени (2000 артиллеристов, 2000 пехотинцев и более 500 военнослужащих других родов войск). В боевых действиях Первой мировой войны форт участия не принимал.
И вид на Финский залив. Где там зажигал свой костер-маяк Петр I?
Здесь уже предупреждают. Но мы — мирные люди. И наш бронепоезд… Да, идем туда.
Во время Великой Отечественной войны форт стал центром обороны Ораниенбаумского плацдарма. Вокруг форта были проложены железнодорожные пути, по которым на специальных транспортерах перемещались крупнокалиберные корабельные орудия (356-, 305-, 180-мм).
Железнодорожные артиллерийские транспортеры, которые находятся сейчас в форте, изготовлены в в конце 1930-х годов на Ленинградском Металлическом заводе.
ТМ-3-12 (от транспортер морской типа 3 калибра 12 дюймов), 305-мм железнодорожное артиллерийское орудие образца 1938 года — сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария»[1]. Были выпущены 3 экземпляра, объединённые в 9-й отдельный артиллерийский железнодорожный дивизион. В составе дивизиона принимали участие в Советско-финской войне, после которой были перебазированы на военно-морскую базу Ханко.
С началом Великой Отечественной войны участвовали в обороне базы, где перед эвакуацией базы были подорваны. Подорванные установки достались в качестве трофеев Финской армии, которая произвела их восстановление с использованием однотипных орудий от линкора «Император Александр III». После заключения перемирия с Финляндией были возвращены в Советский Союз, где из них сформировали отдельную железнодорожную батарею № 294, которая находилась на боевом дежурстве в Балтийске. Состояли на вооружении до 1961 года, после чего были законсервированы и находились на хранении в форте Красная Горка.
Установки ТМ-1-180 оставались на вооружении до 1961 года.
В 2007 году совместно с муниципальными властями Лебяжьего, Ломоносовского района и Ленинградской области военные моряки решили в ближайшее время создать музей на месте легендарного форта.
Очень интересно, даже не заходя в музей. И энтузиасты, владеющие ценной информацией предлагают провести экскурсию у транспортерах.
Бравые красавцы — морские пехотинцы.
Очень много интересной информации.
Об обороне Ленинграда.
Жаль, что энергия энтузиастов не доходит до муниципальных властей Лебяжьего и Ломоносовского района — проехать до этого интереснейшего исторического объекта крайне сложно. Особенно зимой. Может, придумать что-нибудь?
И напоследок полюбуемся февральским Финским заливом. Не Адриатика, да. Но и у нас хорошо. Тем более, что скоро весна.
А ледышки скоро, надеемся, растают.
Синее море и синее небо. Скоро будет тепло и солнечно.