После того, как мы всласть находились по двору и стенам Ивангородской крепости, решили съездить в новое для нас место — в отдаленный район Ивангорода — Парусинку. Район этот находится на большом острове, разделяющем реку Нарву на два рукава. Сначала побываем на самой оконечности острова.
Эстония настолько близко, что самовольно подключается эстонский оператор мобильной связи и мы в роуминге. Денежки при звонке списываются мгновенно.
А вот мартовская Нарва. В этот день была особенно солнечная и весенняя погода, что редко бывает в наших краях в начале марта.
Отсюда сходим к Троицкой церкви. Потому что проехать нельзя.
Да еще и граница рядом.
Храм Святой Троицы — фамильная усыпальница семьи Штиглиц. Его создание связано со смертью жены барона — Каролины Карловны Штиглиц, урожденной Миллер.
Церковь построена над её могилой с благословения митрополита Исидора. 30 октября 1884 года похоронили и самого А. Л. Штиглица.
Свято — Троицкая церковь была возведена на средства А. Л. Штиглица и являлась его собственностью. Она заложена 22 июня 1873 года и освящена 17 августа 1875 года митрополитом Исидором в честь Святой Троицы.
Автор проекта храма — архитектор А.И. Кракау. Храм является местом погребения барона и членов его семьи.
(https://vk.com/club6055377)
Колокольня всегда выглядит внушительно и загадочно.
Церковь, предназначавшаяся для фабричных рабочих и освященная в 1875 г., стала фамильной усыпальницей семьи Штиглиц. В подклете храма были похоронены сам Александр Людвигович, его супруга баронесса Каролина Штиглиц (1818—1873) , их приемная дочь Надежда Михайловна Юнина-Половцова (1843—1908) — внебрачная дочь великого князя Михаила Павловича(?) и ее муж, Александр Александрович Половцов (1832—1909). (https://v-murza.livejournal.com/128776.html)
Замечательный образец шатровой архитектуры 17 столетия.
И купола тянутся в синее небо.
А на небе жизнь кипит. Летят куда-то в дальние дали самолеты.
А теперь в собственно Парусинку — промышленный и жилой район. Мощное строение второй половины 19 столетия — мануфактура Штиглица (небольшая ее часть). Все уже заброшено и забыто. Как и жилые дома выглядят обшарпанными и забытыми. А ведь замечательное место.
В 1845-1851 гг. барон Штиглиц строит в Ивангородском форштадте у Нарвских водопадов две мануфактуры — суконную и льнопрядильную, а также поселок для рабочих по образцу английских фабричных поселений, с больницей, библиотекой, столовой.
Одним из видов продукции была парусина для нужд флота, отсюда название Парусинка , сохранившееся до настоящего времени за всем фабричным районом Ивангорода.
Это здание в городе называют газгольдер. Вообще газгольдер —(англ. gas-holder) — резервуар для хранения газообразных веществ, таких, например, как природный газ, биогаз, сжиженный нефтяной газ, воздух и т. д. Существуют газгольдеры переменного и постоянного объёма.
Впечатление, конечно, удручающее. Но жизнь идет, а девчонки в ярких курточках не обращают внимания на остатки былого великолепия. У них свои интересы.
Барон Александр Людвигович фон Штиглиц(1814 — 1884) — крупнейший российский финансист, банкир и промышленник, управляющий Государственным банком России (1860—1866), меценат, благотворитель. Получил образование в Дерптском университете.
В 1855 году Штиглиц совместно с бароном Фелейзеном занялся постройкой железной дороги из Петербурга в Петергоф (Петергофская железная дорога) и из Гатчины в Лугу (Балтийская железная дорога).
Учредил в Петербурге Центрального училища технического рисования для лиц обоего пола, вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой. Известная «Мухинка». Ныне Академия им. Штиглица.
А теперь к Нарвским водопадам. Они сейчас «выключены». И летнее расписание их работы нужно узнавать. А на другом берегу — за границей- Кренгольмская мануфактура. По видимому, тоже все заброшено и опустело в том районе города Нарвы. Что же, летом, можно будет сходить пешком еще через один пограничный переход — «Парусинка».
До Эстонии рукой подать. Петр Вяземский(1792-1878) о Нарвском водопаде, но мы этой красоты пока не увидели.:
Несись с неукротимым гневом,
Мятежной влаги властелин!
Над тишиной окрестной ревом
Господствуй, бурный исполин!
Жемчужного, кипящей лавой,
За валом низвергая вал,
Сердитый, дикий, величавый,
Перебегай ступени скал!
Дождь брызжет от упорной сшибки
Волны, сразившейся с волной,
И влажный дым, как облак зыбкий,
Вдали их представляет бой.
Всё разъяренней, всё угрюмей
Летит, как гений непогод;
Я мыслью погружаюсь в шуме
Междоусобно-бурных вод…
Немного все-таки водичка падает из каньона. Но не Ниагара, конечно.
Нарва в это время пока застыла. Посмотрим, может быть, позже на стремительное течение реки.
Вот такая красота бушующая бывает здесь. Хоть на картинку полюбуемся.
И еще дом с высоким шпилем напротив водопадов. Тоже красота, которую нужно немного подновить. Как и всю Парусинку. Было бы здорово. И для жителей, и для таких праздных туристов, как мы.