12 августа отмечается день Военно-воздушных сил. С 2015 года — день Воздушно-космических сил Российской федерации.
12 августа 1912 года по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба, именно поэтому 12 августа принято считать началом создания военной авиации России.
Побываем в сквере Льва Мациевича, который находится в жилом квартале Приморского района между Аэродромной улицей и Богатырским проспектом.
Сквер образован на площади первого официального аэродрома Российской Империи, вокруг места гибели авиатора, капитана Льва Макаровича Мациевича. Место первоначально отметили деревянным крестом, который в 1912 году (по другим данным — в мае 1911 года) заменили плитой из черного камня в виде надгробия с рельефным крестом, работы архитектора И. А. Фомина.
Наш муниципальный округ так и называется — Комендантский аэродром.
24 сентября (7 октября) 1910 года Мациевич выступал с показательными полётами в Санкт-Петербурге на Всероссийском празднике воздухоплавания. В этот день он совершил на своём «Фармане» несколько полётов.
Перед последним полётом Мациевича адъютант шефа российской авиации великого князя Александра Михайловича передал пожелание показать какое-нибудь авиационное достижение. Мациевич решил взлететь на самолёте на максимально возможную высоту.
Ровно в 18 часов его самолёт начал разваливаться в воздухе на глазах у потрясённых зрителей.
Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в Российской империи. Его смерть привела к изобретению ранцевого парашюта Глебом Котельниковым.
В 2019 году была проведена реконструкция и благоустройство сквера, установлены бюсты летчиков, испытателей, конструкторов. И у каждого героя своя непростая история.
Лидия Виссарионовна Зверева (1890 — 2 [15] мая 1916) — первая дипломированная русская женщина-пилот.
В 1910 году поступила в Гатчинский аэроклуб «Гамаюн» (авиационную школу, где училась и Л. Голанчикова). В ноябре 1911 года, выдержав все выпускные экзамены, она стала первой в России женщиной-авиатором (диплом пилота-авиатора № 31). Зверева первой из женщин выполнила мёртвую петлю, штопор, пикирование с выключенным мотором. Несколько раз попадала в серьёзные авиааварии, но отделывалась только царапинами и ушибами.
Владимир Александрович Лебедев (род. 1879, Санкт-Петербург — 22 февраля 1947, Париж) — один из первых пилотов-авиаторов в России, Президент Всероссийского аэроклуба (1917), видный энтузиаст и промышленник в области российского авиастроения, кавалер ордена Почётного легиона (Франция). Основатель завода Таганрогская авиация и Ярославского моторного завода (1916).
Михаил Никифорович Ефимов (13 ноября 1881, деревня Дуброва, Смоленская губерния — 11 августа 1919, Одесса) — первый российский авиатор, механик, известный спортсмен начала XX века.
21 марта 1910 года в Одессе состоялся первый полёт Михаила Ефимова в присутствии публики (100 тысяч человек), аэродромом послужило поле Одесского ипподрома.
В тот день М. Ефимов поднимался в воздух пять раз, выполнив три круга на высоте 50 метров и два полёта с пассажирами — банкирами бароном И. Ксидиасом и председателем Одесского «Аэроклуба» Артуром Анатрой. Полёты были осуществлены на аэроплане «Фарман-IV». Это были первые публичные полеты на территории Российской империи, заложившие начало развития отечественной авиации.
После приземления на Михаила Никифоровича Ефимова был надет лавровый венок с надписью: «Первому русскому авиатору».
Игорь Иванович Сикорский (англ. Igor Sikorsky, 25 мая (6 июня) 1889 год[4], Киев, Российская империя — 26 октября 1972, Истон, штат Коннектикут, США) — русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ.
Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год).
А все интересующиеся историей авиации могут почитать краткую информацию на стендах в сквере.