Очередная поездка в Кронштадт. Сначала побывали в новом месте — парк Остров Фортов. А теперь — к знакомым местам.
Овраг или ныне Петровский канал и Доковый бассейн наиболее старинные сооружения морской крепости Кронштадт.
В начале 18 века развитие военно-морского флота настоятельно требовало сооружения в Кронштадте сухого дока, чтобы иметь возможность ремонтировать подводную часть кораблей. Этим делом лично занялся лично Петр I. Он изучил существовавшие в то время в европейских государствах сухие доки и выяснил, что все они имели очень существенный недостаток: после ввода корабля в док требовалось более месяца на выкачивание воды.
Петр I исследовал местные условия и составил официальный проект сухого дока, осушение которого производилось не выкачкой, а самотеком. Для этой цели предусматривалось в восточной части острова Котлин вырыть бассейн и соединить его с доком специальным оврагом. Уровень бассейна был значительно ниже уровня дока, что обеспечивало свободный сток воды.
Якорная площадь. Просторная, как и море. А собственно якорь на брусчатке можно увидеть только сверху. Говорят, что иногда можно попасть на высоты Морского собора.
Вопрос о строительстве вместительного храма для моряков Кронштадта поднимался еще в 1830-х годах и только в 1897 году ходатайство императору было удовлетворено и открыта подписка добровольных пожертвований на постройку собора.
1 сентября 1902 года в присутствии адмирала Макарова началось строительство. Автором проекта храма (вместимостью 5000 человек) стал Василий Косяков (1862-1921) — один из трех знаменитых в конце 19-начале 20 веков братьев Косяковых — гражданских инженеров и архитекторов.
Василий Косяков — с 1905 года и до конца жизни — первый избранный директор Института гражданских инженеров (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет).
Именем архитектора Василия Косякова назван теплоход, курсирующий по Онежской губе Белого моря по маршруту Кемь-Соловки.
Черные мемориальные плиты — сообщения о погибших моряках. В разных обстоятельствах. Крушения, катастрофы, военные действия, холод…
Кое-что новенькое. Модель большой дизель-электрической подводной лодки. Проект 677″Лада» ЦКБ МТ Рубин. Головная лодка спущена на воду 28 октября 2004 года.
И рыба к месту.
Фёдор Фёдорович Ушаков (13 [24] февраля 1745[1] — 2 [14] октября 1817) — русский флотоводец, командующий Черноморским флотом (1790—1798); командующий русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798—1800), адмирал (1799), знаменитый на всем Востоке непобедимый «Ушак-паша».
По его собственным словам, не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. Ушаков одержал победу в 43 морских сражениях и не потерпел ни единого поражения.
В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.
На Якорной площади недалеко от Макаровского моста стоит памятник адмиралу Степану Осиповичу Макарову (1849-1904), все регалии и заслуги перечислять достаточно долго.
Герой русско-турецкой войны (1877-1878) — впервые применил торпедное оружие, разработал русскую семафорную азбуку, изобретатель пластыря для заделывания пробоин в корпусе судна, инициатор использования ледоколов для исследования Северного морского пути (ледокол «Ермак»). Погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине.
Пора к дому. Опять Овраг или Петровский канал. Нынче воду из Петровского дока не спускают. Другие времена. И технологии.