Побываем в Вырице. Километров 20 южнее Гатчины.
Земли нынешней Вырицы в древности относились к Новгородской Водской пятине, на них проживали русские, ижора и водь.
В XVI веке земли Вырицы, тогда ещё не заселённые, относились к Грязевскому (Грезневскому Никольскому) погосту.
На карте Ингерманландии А. И. Бергенгейма, составленной по шведским материалам 1676 года, она впервые упоминается как деревня швед. Werektca.
А сейчас Вырица — очень дачное место.
Первая остановка — памятник Ивану Ефремову.
Иван Антонович Ефремов (10 [23] апреля 1908 года, дер. Вырица, Царскосельский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя — 5 октября 1972 года, Москва, СССР) — советский писатель, фантаст, учёный-палеонтолог, основатель тафономии, философ-космист и гуманист, общественный мыслитель.
Доктор биологических наук (1941), профессор (1943)[6][7], с 1929 по 1959 год научный сотрудник Палеонтологического института, с 1937 года заведующий лабораторией низших позвоночных. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952, за монографию «Тафономия и геологическая летопись»).
О тафономии — Тафономия (от греч. τάφος — «могила, погребение», и νόμος — «закон») — раздел палеонтологии и археологии, изучающий закономерности процессов захоронения и образования местонахождений ископаемых остатков организмов.
В своих книгах показал как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества. Квинтэссенцией социально-философских размышлений писателя стали роман-утопия «Туманность Андромеды» (1957) и антиутопия «Час Быка» (1968).
Вот один из дачных замков в Вырице. Это еще достаточно скромно.
Следующие точки — только церковные сооружения.
Нынче модно деревянное церковное зодчество. Петропавловская церковь.
Еще один интересный объект в Вырице. Церковь Братцев-трезвенников. Общество духовных Христиан-Трезвенников Братца Иоанна Чурикова — религиозное движение, основанное самарским крестьянином И. А. Чуриковым (Братцем Иоанном Самарским). В основе учения — идея о духовном спасении путём отказа от алкогольных напитков и курения.
Братец Иоанн писал: «Я вёл и теперь веду неустанную борьбу с пьянством, с блудом, с матерным словом в народе и с другими пороками. При помощи Божией Мною образовано теперь многотысячное Трезвое Братство, но никаких уставов, писанных для него, никаких записей трезвенников мы не ведём, никаких взносов от них не требуем.
У нас правило: вступающий в наше Трезвое Братсво должен дать обет навсегда бросить пить водку, и не на срок только, а в знак этого, вместо всяких членских билетов от Меня получает кусочек сахара, — этим новоначальному Я говорю, что и его жизнь будет сладкой,когда он бросит пьянство.»
В 1905 г. Чуриков купил надел земли в распродаваемом имении Ново-Петровское близ Вырицы для создания колонии трезвенников. В 1908 г. колония была зарегистрирована как «Общество взаимной помощи».
Это было хорошо организованное товарное хозяйство по производству мясных и молочных продуктов, половина земли использовалась для выращивания хлебов. Колонией даже был приобретён первый в Петербургской губернии трактор. В 1910 г. чуриковцы стали вегетарианцами.
Капуста знатная у братцев крол наросла.
Веселенькие башенки Изумрудного города.
Вырица — дачное место. Хороший воздух, сосны, река Оредеж. И ужасные дороги в дачных кварталах, где дома могут стоить многие миллионы.
И самое известное культовое сооружение в Вырице — Казанская церковь.
Предостережение. У нас не приют. Только святая вода, мощи и свечи.
В 2001 году над могилой преподобного Серафима Вырицкого по проекту С. А. Павлова была выстроена деревянная часовня клетского типа. В часовне рядом с преподобных могила его бывшей до монашества супруги — схимонахини Серафимы (Муравьёвой) (1872—1945).
27 июля 1913 года епископ Тобольский и Сибирский Алексий (Молчанов) совершил закладку храма. К зиме церковь была вчерне готова, участок обнесён забором. Отделка храма началась весной, 8 июня 1914 года были подняты колокола и кресты, освящённые архиепископом Никоном (Рождественским). Строительство и оборудование храма обошлось в 53 904 рубля.
Храм освятил 8 августа 1914 года епископ Гдовский Вениамин (Казанский). Почётный председатель братства князь Иоанн Константинович не смог присутствовать на освящении из-за начавшейся войны.
Службы в храме совершались только в летний период. В 1921 году в главном приделе храма был поставлен дубовый иконостас, перевезённый из закрытой приютской церкви братьев Бруснициных. В 1928-1930 годах приход примкнул к иосифлянскому движению.
После закрытия Александро-Невской лавры в 1933 году в Вырицу переехал её духовник иеросхимонах Серафим (Муравьёв), который вначале периодически служил в храме, будучи его прихожанином.
В 1938 году храм был закрыт. В его помещении расположился Осоавиахим, при этом прихожанам удалось сохранить большинство икон, утвари и элементов убранства храма.
Ну, собственно …
После занятия Вырицы немцами в 1941 году храм был вновь открыт. Во многом согласие немецкого командования на службы в храме было обусловлено тем, что в посёлке стояло подразделение, в основном состоявшее из православных румын. Церковь не закрывалась и после освобождения Вырицы.
И остановимся напоследок у реки Оредеж. Реки — это всегда хорошо. В любое время года. Вода, осеннее небо, берега.
Осень заканчивается. Наступает хмурая пора. Наберемся терпения до весны.