Заедем ненадолго в Гатчину. По замечательному парку дворцово-паркового комплекса уже гуляли. Но, хорошее — повтори. К сожалению, в этот раз была проблема с парковкой. Та, что напротив дворца, уже была забита. Нашли кое-как местечко за вокзалом.
А люди, приехавшие позже, за неимением других вариантов, парковались на аллее, ведущей от вокзала до дворца. Через час-другой стали бойко и радостно подъезжать эвакуаторы в сопровождении полиции и увозить автомобили незадачливых любителей прогуляться по пригородным паркам. Чудесно придумано. Нет парковок, нет запрещающих знаков, а мы вас зовем в парк. Зато чей-то бюджет пополняется.
Но пройдемся от Балтийского вокзала Гатчины до дворца. Слева — просторный сквер. Как сказал наш водитель, лучше бы здесь парковку устроили. Но здесь устроили новые памятники.
Первый военный аэродром в России был построен в Гатчине в 1910 году. К столетию этой памятной даты, в сентябре 2010 года, на площади рядом с Авиамоторным заводом был установлен памятник-макет самолета «Фарман».
Самолет «Фарман» создан французским летчиком и авиаконструктором Анри Фарманом. Это один из самых массовых аэропланов, которые выпускались в 1910–1916 годах, Благодаря простой конструкции и неплохим для того времени летным данным, эти воздушные суда создавались по лицензии, копировались и делались по образу и подобию. В России было выпущено более 1500 лицензионных машин этой марки.
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_20168.htm
С мая 1911 года в Гатчине дислоцируется Офицерская воздухоплавательная школа, подготовившая до 1916 года 342 летчика, в том числе 269 офицеров и 73 нижних чинов.
С аэродрома Гатчины начался боевой путь большинства воздушных асов Первой мировой войны, здесь учился основоположник высшего пилотажа Петр Нестеров и оттачивал свое мастерство первый дипломированный авиатор России Михаил Ефимов.
Двухместный «Фарман» имел простую конструкцию, на него можно было установить двигатели разного типа и разной мощности. Каких-либо приборов в нем не было, кабина также отсутствовала, а экипаж размещался на деревянных скамейках перед крыльями.
У здания авиаремонтного завода.
Предприятие было основано 5 августа 1941г. на основании постановления Военного совета Северного фронта № 14400 от 5 июня 1941г. как 2-я подвижная авиационная ремонтная база (2-я ПАРБ) ВВС Ленинградского фронта, которая первоначально базировалась в Ленинграде.
2 ноября 1944 г. 2-я ПАРБ была переименована в 216 передвижную авиационно-ремонтную базу (216 ПАРБ) Ленинградского фронта 13 Воздушной армии и перебазировалась в г. Гатчина Ленинградской области. С организацией 216 ПАРБ определилась ее основная специализация по ремонту самолетов Ил-2, Пе-2 и авиационных моторов АМ-38Ф.
Освоив ремонт первых серийных реактивных авиадвигателей ВК-1 и ВК-1А, в 1952г. предприятие становится специализированным и ведущим по капитально-восстановительному ремонту реактивных авиационных двигателей в авиаремонтной сети России.
Из небес резко спустимся под воду.
Памятник подводной лодке С.К. Джевецкого представляет собой точную копию второй модели субмарины в масштабе 1:1. Макет судна выполнен из стали, внутри него механизмы отсутствуют.
Степан Карлович Джевецкий приехал в Санкт-Петербург в 1873 году по приглашению Великого князя Константина Михайловича. В России молодому талантливому изобретателю были представлены все условия для работы и в 1876 году им была создана первая модель подводной лодки. Ее испытания прошли в 1878 году в Одессе.
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_20167.htm
Вторая модель была продемонстрирована цесаревичу Александру, будущему императору Александру III в 1880 году на Серебряном озере в Гатчине. Субмарина несколько раз проплыла под лодкой, в которой находился князь, и затем ловко всплыла у пристани. Также изобретатель поставил мину под плот и, удалившись, взорвал ее.
После испытаний Александр поручил построить 50 лодок для обороны Севастополя и Кронштадта. В серию была запущена третья модель судна, рассчитанная на экипаж из 3 человек. Длина субмарины составляла 5,7 метра, высота — 1,7 м, глубина погружения — 12,5 м. Судно водоизмещением 11,5 тонн могло в течение 2-х часов двигаться со скоростью 5,4 км в час, а максимальное время нахождения под водой составляло 50 часов.
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_20167.htm
В 1882 году субмарины были построены, причем, 25 из них были созданы в Петербурге и 25 — в Париже. Лодки отправили в Севастополь и Кронштадт, но боевого применения они не имели.
И перейдем, наконец, ненадолго к творениям рук человеческих более ранней эпохи.
Основной этап перестройки во дворце начался в 1796 году, архитектором стал Винченцо Бренна, работавший в то время в Гатчине. В его задачу входили надстройка обоих каре вторыми и третьими этажами и приспособление их под жильё, а также переделка открытых галерей — колоннад во втором этаже главного корпуса. После перестройки вместо открытых галерей появились стены, декорированные полуколоннами.
По парку немного пройдемся.
Расположенный над протоком между Белым озером и искусственным Карпиным прудом, однопролетный мост соединяет части Длинного острова. Под аркой устроена невысокая плотина с каскадом. В 1944 году при отступлении немецкой армии мост был взорван.
Уже не так живописно, как в сентябре или в мае. Но все равно хорошо. Умели господа места выбирать.
И на птиц в парке поглядим. Они уже прикормлены, не боятся посетителей и выходят на дорожки, выпрашивая еду.
Замечательное Белое озеро. В этот раз до павильонов не дошли.
Пока на островке только чайки. Шумные, наглые и крикливые.
И завершаем короткую прогулку.
Вот и все. В следующий раз, надеемся, получится более веселая прогулка по Гатчинскому дворцово-парковому комплексу.