Музей «Дорога Победы» на станции Петрокрепость.

18 января 1943 года Советская Армия прорвала блокаду Ленинграда, и в полосе прорыва железнодорожники в короткий срок построили железную дорогу Поляны – Шлиссельбург, а Ленинград получил прямое железнодорожное сообщение с Большой Землей. Впоследствии железнодорожный путь получил название — «Дорога Победы».

Первый грузовой поезд в Ленинград прибыл 7 февраля 1943 года. В тот же день с пятой платформы Финляндского вокзала на Большую Землю отправился товарный поезд, груженный отливками орудийных стволов. Поезд вез паровоз Эм 721-83. (http://railway-museum.ru/collection/branch-offices/3.html)

Паровоз Эм 721-83 на станции Петрокрепость.

В здании станции Петрокрепость находится музей «Дорога Победы».

Музей открыт в 1995 году в здании станции Петрокрепость. 7 февраля 2013 года, к 70-летнему юбилею прибытия в Ленинград первого после прорыва блокады поезда, в музее проведена масштабная реэкспозиция, обновлено выставочное оборудование, подключены новейшие технические средства, мультимедийное оборудование.

Вся экспозиция музея Дорога Победы посвящена истории строительства и строителям Дороги Победы, Шлиссельбургской трассе в годы войны и беспримерному подвигу железнодорожников работавших в составе 48-й паровозной колонны особого резерва НКПС.

Железнодорожная станция Петрокрепость. У музея «Дорога Победы».
Железнодорожная станция Петрокрепость. У музея «Дорога Победы».

Столько раз бывали в этом месте, а в музей не заходили. Ну теперь посмотрим. Замечательно сделанная экспозиция. Рассказывает и об Ириновской железной дороге, о прорыве Блокады и о Дороге Победы.

В музее «Дорога Победы».
В музее «Дорога Победы».

Ириновская желе́зная дорога (Ириновско-Шлиссельбургская узкоколейная железная дорога, Ириновский подъездной путь, Ириновско-Шлиссельбургский подъездной путь) — частная узкоколейная железная дорога (ширина колеи 750 мм), построенная в конце XIX века в окрестностях Санкт-Петербурга.

Ириновская железная дорога в годы войны сыграла большую роль в жизнеобеспечении блокадного Ленинграда. По ней проходил сухопутный участок Дороги жизни — от Ленинграда (Финляндский вокзал) до берега Ладожского озера. В 1960-х годах дорога была электрифицирована.

В музее «Дорога Победы». Об Ириновской железной дороге.
В музее «Дорога Победы».
В музее «Дорога Победы». Бойцы Волховского фронта.
В музее «Дорога Победы». Письма, журналы военных лет.

Иван Георгиевич Зубков (1904-1944).

После того как в сентябре 1941 года советские войска форсировали Неву и заняли плацдарм на её левом берегу («Невский пятачок»), ленинградским метростроевцам во главе с Зубковым было поручено организовать понтонную переправу для транспортировки танков на левый берег Невы.

Зимой 1942 года под руководством Зубкова была возведена железнодорожная ледовая переправа через Ладожское озеро («Дорога жизни»). Общая длина узкоколейной железной дороги составила более 35 километров. В феврале 1942 года награжден орденом Красной Звезды.

А в январе 1943 года под руководством Зубкова за 15 дней был построен 33-километровый участок железнодорожного пути Шлиссельбург — Поляны («Дорога Победы»). В марте 1943 года начальник управления военно-восстановительных и заградительных работ Ленинградского фронта И. Г. Зубков награждён орденом Красного Знамени.

В 2014 году стало известно, что после обращения петербуржцев топонимическая комиссия приняла решение присвоить имя И. Г. Зубкова безымянному Г-образному проезду в Автово от Дороги на Турухтанные острова до Кронштадтской улицы — улице Ивана Зубкова.

В музее «Дорога Победы». Иван Зубков.

Дорога Победы на карте Ленинградской области. Еще эту дорогу называли «Коридор смерти» из-за частых бомбежек.

В музее «Дорога Победы». 33 км Шлиссельбург-Поляны.

И еще по музею.

В музее «Дорога Победы». Пила для заготовки дров.
В музее «Дорога Победы». Укладка железнодорожного пути прямо на снег. 1943.
В музее «Дорога Победы». Фрагмент деревянной сваи моста с металлическим наконечником.
В музее «Дорога Победы». Макет моста через Неву в 1943 году.
В музее «Дорога Победы». О строительстве железнодорожных мостов после прорвыва Блокады.

В музее много вещей, переданных людьми, пережившими то время.

В музее «Дорога Победы». Патефон с пластинками.
В музее «Дорога Победы». Для поднятия боевого духа. Частушки.
В музее «Дорога Победы». Железнодорожник.
В музее «Дорога Победы». Саламбеков Борис Константинович. Начальник Октябрьской железной дороги в 1942-1946 гг.
В музее «Дорога Победы». Прибытие первого поезда из Ленинграда 8 февраля 1943 года.
В музее «Дорога Победы». Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград 7 февраля 1943 года.
В музее «Дорога Победы». Боевой листок.
В музее «Дорога Победы». Боевой листок.

На трассе выставили регулировщиц, их называли «живыми светофорами». Хрупкие девушки по 12 часов стояли в лесу с фонарями и регулировали движение, вовремя предупреждали машинистов о разрушениях путей или составов артобстрелами.

Дорогу Победы бомбили более 1200 раз. Поэтому очень часто поезд останавливался в лесу просто потому что рельсы разрушены. Починкой участка занимались кондукторы — тоже в основном девушки. Они же ставили сигнальные фонари, предупреждавшие составы, идущие следом, о вынужденной остановке. После починки участка поезд двигался дальше.

В музее «Дорога Победы». Девушка-кондуктор.
В музее «Дорога Победы».
В музее «Дорога Победы». Письмо с фронта.
В музее «Дорога Победы». Сжигают указатель «Petersburg 28 km»/
В музее «Дорога Победы». Дежурная по посту 25 км.
В музее «Дорога Победы». Мария Яблонцева. Ст. кондуктор.
В музее «Дорога Победы».
В музее «Дорога Победы».
В музее «Дорога Победы».
В музее «Дорога Победы».

Спасибо огромное сотруднику музея Татьяне Демидовой, которая все интересно, со знанием дела и с душой рассказала об этой Дороге Победы.

В музее «Дорога Победы». Сотрудник музея Татьяна Демидова.
В музее «Дорога Победы».
В музее «Дорога Победы». Рассказ машиниста о сложности и опасности работы.
В музее «Дорога Победы». Мост после бомбежки.
В музее «Дорога Победы».

И вот простор Ладоги и исток Невы. Сейчас все спокойно.

У истока Невы с видом на Ладожское озеро.
Запись опубликована в рубрике Путешествия с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *