Продолжаем путешествие в центре Вологды. На реку Вологду и ближайшие достопримечательности насмотрелись. Теперь побродим на территории бывшего Вологодского кремля.
Каменный детинец Вологды начал сооружаться 28 апреля 1566 года по приказу Ивана IV (Грозного) в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название крепости — Насон-город.
На территории кремля сохранились современные ему памятники: Софийский собор, комплекс Архиерейского двора, церковь Покрова XVIII века, построенная на месте одноимённой церкви с приделом Иоакима и Анны, бывшим в XVI веке самостоятельным дворцовым храмом.
Вот и посмотрим на старинную архитектуру.
Софийский собор (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568—1570 годах по распоряжению Ивана Грозного.
С 1587 по 1923 год — кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы — вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев. В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века. В настоящее время является кафедральным собором Вологодской митрополии вместе с кафедральным Воскресенским собором.
И, конечно, впечатляющая колокольня Софийского собора.
Первая деревянная колокольня Софийского собора была построена в конце XVI века и сгорела во время польско-шведской интервенции 22 сентября 1612 года.
Новая деревянная была построена в 1620-х годах. Согласно писцовой книге 1627 года, она была восьмиугольной, с шатровым верхом, крытым «чешуей», с «двои полати», тремя лестницами, часами, одиннадцатью колоколами. Эта колокольня сгорела в 1636 году. На её месте в 1642 году построили очередную (третью) деревянную.
В 1654—1659 годах деревянную колокольню заменили каменной. Она представляла собой восьмиугольное столпообразное сооружение с шатровым каменным верхом, увенчанным небольшой главкой.
При строительстве применялся камень, сохранившийся от постройки кремля Ивана Грозного.
На 1863 год насчитывалось 14 колоколов, кроме того колокольня имела часы. О прежней колокольне Софийского собора можно судить по сохранившейся колокольне Владимирских церквей, которая была построена по образу Софийской.
В 1860-х годах при епископе Вологодском Палладии шатровый верх и звон колокольни были сняты. В 1869—1870 годах на сохранившемся нижнем ярусе (высотой около 17 метров) по проекту архитектора В. Н. Шильдкнехта была построена более высокая колокольня в псевдоготическом стиле.
С этого времени колокольня имеет высоту 78,5 метра (на 32 метра выше предшествующей) и считается самой высокой в Вологодской епархии. В верхнем ярусе колокольни имеется смотровая площадка. Колокольню венчает позолоченный купол с крестом.
Изящное барокко Воскресенского собора.
Воскресенский собор — кафедральный собор Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный в Вологде. Построен в 1772—1776 годах как «тёплый» храм по велению вологодского архиепископа Иосифа Золотого в стиле барокко близ «холодного» Софийского собора.
Все архитектурные достопримечательности буквально в двух шагах друг от друга.
Пройдемся чуть в сторону от Кремлевской площади.
Церковь Покрова на Торгу (Покрова, что в Городе) построена на месте более древней церкви Иоакима и Анны. Постройка церкви Иоакима и Анны относится ко времени посещений Вологды царём Иваном Грозным.
Его первое пребывание в Вологде зафиксировано в 1545 году. В 1549 году у Грозного рождается первенец — дочь Анна, и в честь этого события закладывается храм в Новодевичьем монастыре с посвящением Иоакиму и Анне.
Вологодская деревянная церковь Иоакима и Анны в 1560-е годы становится домовым храмом при деревянном дворце Ивана Грозного. После пожара 1605 года церковь восстанавливается и именуется Иоакима и Анны у Государя на сенях, а в 1627 году — Иоакима и Анны на Старом государевом дворе. По архитектуре церковь начала — второй половины XVII века относилась к типу клетских храмов.
А это детишкам интересно. Сладко спит.
Посвящение храма святому Александру Невскому связано с «чудесным спасении жизни» императора Александра II после покушения на него в 1866 году.
Первоначальное посвящение церкви Николаю Чудотворцу, что на Извести, связано с пребыванием в Вологде в 1556 году почитаемой иконы Николая Чудотворца Великорецкого.
Изначально мостовая Кремлёвской площади была деревянная. В 1947 году к 800-летию города вместо старой мостовой на площади была уложена новая каменная. Были восстановлены оба бульвара, а в центре сделан газон. В 1957 году мостовая на площади была покрыта асфальтом. В середине 1970-х через площадь закрыто движение транспорта.
Архиерейский двор (Архиерейский дом) — резиденция вологодских архиепископов и епископов, административный и культурный центр Вологодской епархии c 1560-х по 1920-е годы. Представляет собой историко-архитектурный комплекс в центре Вологды, на территории бывшего Вологодского кремля, состоящий из каменной ограды и построек, сооружённых в XVII, XVIII и XIX веках.
За Архиерейским двором укрепилось название Вологодский кремль. Впервые определение «малый кремль» к зданиям Архиерейского двора было применено в 1855 году автором «Русской Фиваиды на Севере» А. Н. Муравьёвым. В настоящее время постройки архиерейского двора занимает Вологодский музей-заповедник.
А за воротами интересное место.
Консисторский корпус построен между 1740 и 1753 годами при епископе Пимене. В 1770-х годах был надстроен второй этаж, куда перевели духовную семинарию, а в XIX веке Консисторию (учреждение по церковным делам при епархиальном архиерее). Корпус подвергался перестройке, в результате чего были изменены фасады.
Дворик, образовавшийся между стеной Архиерейского двора и корпусом, носит название Консисторского. С конца 2000-х используется в качестве основной сцены фестивалей «Лето в Кремле» и «Голоса истории».
За парадной, благоустроенной частью Архиерейского двора все выглядит довольно обшарпанным. Но в тоже время есть какой-то дух старины.
Каменные стены были возведены в 1671—1675 году при епископе Симоне, сразу после постройки каменного Архиерейского корпуса. Первоначально, стены были покрыты деревянной крышей.
В литературе советского периода отмечается, что Симон пользовался даровой рабочей силой для строительства стен во время голода 1671—1672 годов, в дореволюционных источниках, напротив, говорится о том, что грандиозная стройка помогла многим спастись от голода благодаря безденежным выплатам в виде продуктов.
В общем, каждый о своем.
Исследователями отмечается несколько версий возведения крупных стен вокруг Архиерейского двора. Наиболее распространены версии оборонного и символического значения. Сторонники оборонного значения стен объясняют возведение крепости в крепости (в Кремле Ивана Грозного) боязнью архиепископа Симона повторения событий 1612 года — т. н. «вологодского разорения» или возможных крестьянских восстаний наподобие тех, что происходили в 1667—1671 годах под руководством Степана Разина.
В соответствии с другой точкой зрения, несмотря на кажущуюся массивность, стены скорее всего не были предназначены для целей обороны, а имели символическое значение.
Наряду с Ростовским, Вологодский архиерейский двор мог быть своеобразной «крепостью духа», видимым памятником превосходства «священства» над «царством». В XX веке появляются версии сакрального значения архитектуры и композиции архиерейских дворов. Создатели таких ансамблей стремились уподобить весь комплекс «огромному дому Божию».
Вот и пора возвращаться. Напоследок еще полюбуемся рекой Вологдой и современным искусством.
Памятник букве «О» — памятник, установленный в 2012 году в Вологде и призванный увековечить одно из наиболее характерных явлений северных русских говоров, в том числе вологодских, — оканье.
Выполнен из металла и украшен традиционными классическими северными узорами. Высота около трёх метров с учётом постамента. Вес около 300 килограммов.
Нечто странное: мужик и медведь ломают дерево. Вместе.