Продолжаем прогулку по Пушкиногорью в самом начале осени. До Михайловского не добрались — дождя испугались. Очень уж день странный выдался. То дождь, то солнце.
Посмотрим еще раз на Бугрово. В двадцати минутах ходьбы по лесу от Михайловского.
Музей-мельница в Бугрово начал свое существование в 1986 году, когда прибалтийские реставраторы из города Резекне подарили Пушкинскому Заповеднику сруб настоящей водяной мельницы. В 2007 году «Музей-мельница в д. Бугрово» был открыт после реконструкции, став настоящей действующей мельницей.
Первое известное нам письменное упоминание о «мельнице оного Святогорского монастыря на реке Луговке об одном поставе» относится к 1761 году. В трех верстах от Святогорского монастыря, на речке Луговке стояла мельница, крытая тесом, рядом мельничный амбар и дом мельника.
Все аккуратно устроено. Билеты в кассе.
Ссылка Пушкина в Михайловское — это период активного знакомства поэта с жизнью русской деревни. Местный крестьянин В. Е. Алексеев вспоминал: «Бабушка у меня была из деревни Бугрово — от Михайловского рукой подать.
Бывало, пойдет гулять в михайловский лес или за грибами — и зайдет в деревню. По избам ходил, интересовался, как живут. Носил деревенскую рубаху, соломенную шляпу и тростку…».
Деревенька была небольшая — всего-то два двора. В настоящее время она восстановлена в том виде, в каком ее знал А. С. Пушкин: дом крестьянина, состоящий из избы по-черному и горницы, двор, амбар, поветь, конюшня, баня, гумно, овин.
Малое количество дворов — явление, характерное для Псковской губернии, не прошедшее мимо поэтического ока поэта. В элегии «…Вновь я посетил» (1835 г.) поэт заметит: «…По брегам отлогим // Рассеяны деревни …». «Рассеяны» – как маленькие зернышки…
«Когда посещаешь пушкинские места, испытываешь чувство соприкосновения с необычайной красотой, — пишет Д. С. Лихачев. — Дело даже не в том, что пушкинские места красивы как пейзажи: их особая красота в союзе природы с поэзией, с воспоминаниями – воспоминаниями истории и воспоминаниями поэзии..
. “Заповедник” – это заповедный край. Это не край запретов – это край, где мы получаем заповеди любви, дружбы, веселья, встречаемся с Пушкиным, с тем, что он нам заповедал… это край… который мы должны хранить…»
Туристов уже почти нет в это время. Шестой час. Тихо и спокойно.
А места, действительно, замечательные. Хорошо сюда возвращаться, как к старым друзьям.