Продолжаем изучать Москву. Побывали на Аллее Космонавтов. И снова знаменитое место. Выставка Достижений Народного Хозяйства. (ВДНХ). Пройдем по главной аллее. Что-то да увидим.
Немного из истории:
В 1934 году возникла идея организовать юбилейную выставку к 20-летию советской власти, которая бы отразила положительные стороны проведённой в сельском хозяйстве коллективизации. Объявление о проведении сельскохозяйственной выставки было сделано на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников, проходившем в Москве 11—17 февраля 1935 года.
В последний день работы съезда народный комиссар земледелия СССР Михаил Чернов внёс на рассмотрение предложение об организации в 1937 году в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Участники съезда поддержали предложение единогласно, приняв решение «отобразить достижения социалистического сельского хозяйства на Всесоюзной выставке».
В тот же день было принято Постановление Совнаркома СССР и Центрального комитета ВКП(б) (за подписью Сталина и Молотова) «Об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве», согласно которому выставка должна была открыться 1 августа 1937 года.
Впечатляющие ворота и скульптуры.
Как же хорошо здесь летом.
Впечатляющий дворец.
Зовут вперед, к свету и будущему. Эх…
Фонтан «Дружба народов» — главный фонтан и один из основных символов ВДНХ. Создан к открытию ВДНХ в 1954 году по проекту Константина Топуридзе и Г. Д. Константиновского. Расположен на Центральной аллее, на площади Дружбы народов (до 1954 года — площади Колхозов), рядом с Главным павильоном.
Шестнадцать женских статуй фонтана символизируют 16 Союзных республик — вплоть до 1956 года существовала отдельная Карело-Финская ССР, затем включённая в состав РСФСР.
Каждая из девушек-республик одета в национальный костюм и держит различные фрукты или растения: например, Россия с косой на голове держит пшеницу, Украина стоит в венке, а Белоруссия запечатлена в повязанной косынке и с яблоком в руке.
А зимой здесь каток устраивают.
Фонтан «Каменный цветок» — один из трёх главных фонтанов ВДНХ. Создан к открытию ВДНХ в 1954 году.
Центральная композиция — огромный цветок, набранный из больших бетонных плит, облицованных многоцветной смальтой. Мозаичные работы выполнены в мастерской Академии художеств СССР.
Двухъярусное основание облицовано мелким красным гранитом. И некоторым исследователям своей ступенчатой композицией «Каменный цветок» напоминает созданный в 1670 году фонтан «Латона» в Версале.
Для фонтана была найдена новая идея (прежняя воплотилась в фонтане «Дружба народов»). Ещё до Великой Отечественной войны публиковались сказы Павла Бажова из сборника «Малахитовая шкатулка».
Они получили большую популярность и широкое отражение в культуре: уже в 1946 на экраны вышел фильм «Каменный цветок» Александра Птушко, в феврале 1954 года в Большом театре поставили балет Сергея Прокофьева «Каменный цветок», а в августе вместе с открытием ВДНХ заработал фонтан «Каменный цветок».
Ракета-носитель «Восток» — это полноразмерная копия трёхступенчатой ракета-носителя из семейства Р-7.
Длина ракеты 38,4 метра, диаметр — 10,3 метра, вес — 25 тонн. Первый макет был установлен на ВДНХ к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции в 1967 году. В 2010 году макет был отреставрирован.
Ракета-носитель «Восток» занимает особое место в истории отечественной космической программы, ведь именно этот аппарат 12 апреля 1961 года вывел на околоземную орбиту «Восток-1», на котором Юрий Гагарин совершил первый в истории Земли пилотируемый полет в космическое пространство.
И еще техника.
Истребитель Су-27 был передан ВДНХ в 2015 г. Министерством обороны.
Транспортно-десантный вертолет Ми-8Т был передан выставке холдингом «Вертолеты России» .
Як-42 RA-19751, хотя исторический номер СССР-42304 — второй летный образец Як-42, собранный в 1978 году на Саратовском авиазаводе. ОКБ Яковлева продолжает поддерживать этот борт, реставрируя его.
Как пишут в сети, Як-42 появился на площади Промышленности ВДНХ в 1981 году. На этом самолете был установлен мировой рекорд по дальности беспосадочного перелета – 4730 километров от Раменского до Читы. Этот борт никогда не возил пассажиров, однако представлял достижения советского авиастроения на салоне в Ле-Бурже в 1979 году. (https://saidpvo.livejournal.com/500284.html)
Павильон, перед которым установлены замечательные образцы техники — Космонавтика и авиация. Но скульптуры на крыше указывают, что этот был павильон был посвящен другой теме.
Изначально в павильоне располагалась экспозиция, посвящённая механизации сельского хозяйства СССР.
Экспозиция делилась на тематические разделы, в числе которых — «Тракторная и автомобильная промышленность», «Сельскохозяйственное машиностроение», «Технологии механизации возделывания зерновых культур и трав», «Способы освоения новых и осушение заболоченных земель», «Механизация в сельскохозяйственном производстве и в животноводстве», и ряд других.
В крытой части павильона на постаментах демонстрировались образцы техники.
В 1956 году тематика павильона была изменена, и в нём разместилась экспозиция «Машиностроение».
На обеих (включая пристроенную в 1954 году) площадках павильона были выставлены различные технические средства, производимые советским машиностроением — от металлургического оборудования до точных измерительных приборов (к примеру, модели мартеновских печей и детали паровых турбин).
В 1961 году в павильоне временно размещалась экспозиция «Градостроительство».
«Космос», кстати, был закрыт.
Останкинская телебашня видна практически отовсюду.
Пора и пообедать. Вот здесь обещали настоящую белорусскую кухню. Но… Как обычно в таких местах, где очень много посетителей — стандартный пластиковый фастфуд с известными названиями, типа — драники, или еще что-то в таком же роде экзотическое.
Богатая архитектура. Все в восточном пышном стиле.
Пора и назад. За день ВДНХ не обойти.
И еще своими глазами посмотрим на скульптуру, которую часто видели при начале кинофильма.
«Рабочий и колхозница» — памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», признанный «эталон социалистического реализма». Представляет собой скульптурную группу из двух фигур, мужской и женской, которые устремлены вперёд и поднимают над своими головами серп и молот.
Концепция и композиционный замысел принадлежат архитектору Борису Иофану, автор пластического воплощения — Вера Мухина. Монумент предназначался для павильона СССР на международной выставке в Париже в 1937 году,
А вот и метро. Пора дальше. Еще немного посмотреть на Москву. Ведь вечером на поезд, и к дому.