Продолжаем путешествие по Владимиру. Побродили уже в разных местах исторической части города. По георгиевской улице прошлись, у Золотых ворот побывали. А теперь — самое сердце Владимира.
Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собо́р) — православный храм во Влади́мире, кафедральный собор Владимирской митрополии Русской православной церкви. Выдающийся памятник белокаменного зодчества Древней Руси.
Исторически, до возвышения Москвы, был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. В настоящее время собор находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Единственный храм, где сохранились подлинные, документально подтверждённые и точно датированные фрески Андрея Рублёва.
Весна поздняя в этом году была. Но что-то уже проклёвывается.
Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.
После пожара 1185 года Всеволод Большое Гнездо, младший брат Андрея Боголюбского, значительно расширил собор. К храму были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть.
Когда Владимир был взят войском хана Батыя в 1238 году, в соборе заперлись великая княгиня Агафия Всеволодовна с дочерью и снохами, а также владыка Митрофан. Собор был подожжён монголами, все находившиеся в нём погибли. Агафия Всеволодовна и вся великокняжеская семья были канонизированы позже как владимирские мученики.
От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.
От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX веке.
Рядом с величественным Успенским собором находится небольшой Дмитриевский собор с чудесной каменной росписью. Замечательная архитектура домонгольского периода.
Дмитриевский собо́р — недействующий православный храм во Владимире, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского.
Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой.
Построен в эпоху наивысшего могущества и расцвета Великого Владимирского княжества великим князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий).
А весна-то вот она. Грядет! Но очень неспешно. Начало мая.
Памятник крестителям Владимирской земли равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Феодору высится на смотровой площадке парка (бульвара) имени Пушкина на 50-метровой высоте над рекой Клязьмой. Сам бронзовый монумент конного князя с хоругвью в руке и пешего епископа вместе с массивным постаментом – 14-метровой высоты и хорошо виден уже с моста через Клязьму. Открыт памятник 28 июля 2007 года.
Памятник запечатлел легендарный эпизод, который, по преданию, произошел во время северного похода князя Владимира. Князь – креститель Руси – обратил внимание на далекий северо-восток, где древнейшими городами были Ростов и Суздаль. Святитель Феодор, грек, считается первым епископом Ростовским и Суздальским, рукоположенным в 990 или 992 году.
Правда, сопротивление христианизации было таким сильным, что Феодора из Ростова изгнали – по одной версии в Суздаль, по другой – он и вовсе был вынужден вернуться в родную Грецию. (https://provladimir.ru/2014/01/15/pamyatnik-ravnoapostolnomu-knyazyu-vladimiru-i-svyatitelyu-feodoru/)
Хороший профиль. При пасмурном небе.
Просторы и благодать.. Что еще нужно в начале мая…
А здесь пока не доработали. Зато колорит древности остается.
И понемногу заканчиваем прогулку. Андрей Рублёв.
Андрей Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428 или 29 января 1430, Москва) — русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.
В 1425—1427 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы, считающиеся по большей части работой артели; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам.
Вероятно, именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица» — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.
И возвращаемся к месту ночевки.
8 мая. Все готово к празднованию дня Победы.
Пройдемся еще немного. Сквер им. Чайковского.
Памятник диктору Левитану во Владимире установлен в сквере на пересечении улицы, названной в его честь, и проспекта Ленина. Он был торжественно открыт 7 мая 2015 года. Авторы скульптурной композиции под названием «Голос истории. Голос победы» архитектор Евгений Усенко и скульптор Игорь Черноглазов. Легендарный диктор Юрий Левитан родился во Владимире в 1914 году. Его голосом были озвучены многочисленные сводки и сообщения с фронта во время Великой Отечественной войны, в том числе и сообщение о победе 9 мая 1945 года.
Памятник, реконструирующий одну из возможных сцен на улицах Владимира военного времени, представляет собой скульптуру дедушки с внуком, слушающих голос Юрия Левитана, раздающийся из репродуктора, размещенного на фонарном столбе. Памятник является интерактивным. Зайдя на сайт, указанный на табличке, с помощью смартфона, можно выбрать запись голоса Юрия Левитана, которая будет воспроизведена с помощью громкоговорителя на весь сквер.
Так сказать, цифровая трансформация страны. Н-да…
Ну а завтра двигаемся в Нижний Новгород. Навстечу дождю.