Вот и завершаем знакомство с Суздалем. Утром прошлись еще немного по городу.
Ризоположенский монастырь — женский монастырь, расположенный в центре Суздаля. Один из немногих монастырей России, достоверно основанных ещё до монгольского нашествия.
Существующий ансамбль зданий сложился преимущественно в XVI—XVII веках. Застройка северной части обители была уничтожена в советское время. В церковной истории прославлен духовными подвигами монахини Евфросинии.
Евфросиния Суздальская (в миру княжна Феоду́лия Миха́йловна Черни́говская; 1212 — 25 сентября 1250) — православная святая.
Её родителями был святой мученик князь Михаил Всеволодович Черниговский, а матерью — дочь Романа Мстиславича Галицкого, имя которой до нас не дошло. Согласно житию, Евфросиния оказалась первым, вымоленным ребёнком, перед рождением которого пара усердно молилась. Боярин Феодор, позже замученный вместе с князем в Орде, оказывал влияние на её образование.
Освоила грамоту в 9 лет. Житие сообщает, что княжне в женихи был выбран брат Александра Невского Фёдор Ярославич, однако тот умер неожиданно в тринадцатилетнем возрасте в Новгороде 5 июня 1233 года.
Княжна осталась в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери, где вскоре приняла постриг с именем Евфросиния (в честь святой Евфросинии Александрийской). Со временем стала настоятельницей этого монастыря.
В конце XVII века при митрополите Иларионе монастырские постройки претерпели значительное изменение.
Под руководством трёх известных суздальских зодчих Андрея Шмакова, Ивана Мамина и Ивана Грязнова были возведены знаменитые двухшатровые ворота Ризоположенского монастыря (1688), к западной части Ризоположенского собора была пристроена богато украшенная паперть.
Монастырь был основан в 1207 году суздальским епископом Иоанном. В древности его земли находились на территории Посада, то есть располагались вне городских укреплений, состоящих из насыпных валов, стен и башен. В древних описях и писцовых книгах Суздаля местоположение монастыря определялось так:
В Суждале на посаде, идучи от острожной осыпи к Спасскому монастырю большею улицею на леве монастыръ преподобные княжны Евфросинии Суждальские.
Трёхъярусная Преподобенская колокольня появилась на территории монастыря на месте обгоревшей в конце XVIII века шатровой колокольни и была возведена в 1813—1819 годах (якобы в честь победы в Отечественной войне 1812 года). Строительством 72-метрового сооружения, ставшего самой высокой городской постройкой, руководил суздальский каменщик Кузьмин.
Колокольня выполнена в стиле классицизма и является типичной для своего времени, хотя и совершенно не вписывается в общий архитектурный стиль города. Уменьшающиеся ввысь ярусы колокольни опираются на мощный классический портал с аркой и увенчаны шпилем, а для её отделки использованы сдвоенные колонны с декоративными фронтонами.
Да уж, сочетание классицизма и средневековой архитектуры в одном ансамбле.
Можно подняться на колокольню в музей колоколов. Но в этот час никого из сотрудников не было. Может, в следующий раз.
Трёхглавый Ризоположенский собор середины XVI века — пример бесстолпного храма, к алтарной части которого примыкают три апсиды.
Четверик храма перекрыт крещатым сводом и, будучи лишенным внутренней опоры, увенчан облегченными тонкими и высокими главками, что необычно для подобных сооружений того времени. Гладкие стены храма прорезаны простыми амбразурами окон, а боковые фасады украшены ложными закомарами и разделены пилястрами на три части с порталами в центральной из них.
Паперть, пристроенная к западной части собора в 1688 году, отличается богатым декором, включающим резной портал, а также украшенные «дыньками», «косицами» и полихромными изразцами узорчатые наличники. Главки собора претерпели несколько трансформаций.
Исходные шлемовидные купола были в XIX веке заменены луковками, в 1929 году барабаны и главки превращённого в электростанцию собора были вовсе снесены и только в конце 1960-х годов в ходе реставрации им была возвращена первоначальная форма.
И еще выйдем на берег реки Каменки, где у стен Спасо-Евфимиева монастыря прошлись накануне. Весна начинается!
Да, такие живописные окрестности, что художникам только здесь и творить.
Загадочное строение, иногда именуемое «Дворец Борщевского». Кто там живет, и кому принадлежит это дом, историкам так и не удалось установить…
И еще по улеце пройдемся.
Всё для сраждущих.
Интересный гостиничный комплекс «Николаевский посад». И также интересные жанровые скульптуры.
..Снимается семейство.
Не зарекаемся ни от сумы…
Ну вот, пора и к дому. Остановимся еще в Твери, и путешествие заканчивается.