Вот она — наша зима-красавица. И снежные просторы манят путешественников если уж не на Ладогу, то в Удельный парк точно — на лыжах покататься (не очень хорошо — снега все-таки маловато) и птиц поснимать.
Но на Ладогу все же лучше. На этот раз мы решили побывать в деревне Кобона на восточном берегу Ладожского озера. Вот едешь по дороге: а вокруг — красота необыкновенная. Сосны со снежными лапами, снег искрящийся. Но величественные ледяные поля Ладоги — это настоящее чудо.
По крайней мере для обычного городского жителя. Если он, конечно, не является специалистом по зимней рыбалке с многолетним стажем, презрительно фыркающим: «Да что там смотреть, в этой Кобоне?» А вот нам есть что. Если не замерзнем.
Кобона. У Ладожского озера в январе.
Первые упонимания о Кобоне относятся к 1500 году «Переписной окладной книге Водской пятины», но очевидно, что существовала она гораздо ранее. Само название, предположительно, имеет финские. Есть версия, что название произошло от Habana (Gabana) («осиново», что от финского Haapa — осина). Так что могла бы эта деревня быть Осиновкой.
На улице в деревне Кобона в январе.
В 1726 году через Кобону прошел Староладожский канал. В Кобоне был пробит промежуточный выход в Ладогу, поставлен шлюз и гавань. С тех пор устье Кобонки называется Кобонским каналом. Судоходство по Староладожскому каналу было открыто в 1730 году, он вошел в состав Вышневолоцкого водного пути.
В 1732 году Кобона стала владением создателя Ладожского канала, генерал-фельдмаршала графа Миниха, который выстроил здесь деревянный путевой дворец для императрицы Анны Иоанновны. Во время церемониальной поездки на открытие канала в мае 1732 года Анна Иоанновна отдыхала в Кобонском дворце.
Кобона. Староладожский канал.
Ладожский, позднее Петровский или Староладожский канал — построенный в начале XVIII века 117-километровый водный транспортный путь вдоль берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Нева. Конечные шлюзы расположены вШлиссельбурге и Новой Ладоге. В начале XVIII века канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы. После прокладки Новоладожского канала почти полностью зарос и пересох.
В Кобоне. У Староладожского канала. Водный путь, построенный в целях безопасного судоходства в районе Ладожского озера.
«По преданию здесь прежде была деревянная, пятиглавая, с деревянною колокольнею, церковь, сгоревшая в св. четыредесятницу, 1815 года, от неосторожности церковного сторожа. Она была во имя св. Николая, с приделами Петра и Павла.
В конце 1815 г. служили в деревянном дворце, который был устроен для отдыха императрицы Анны Иоанновны, во время копания Ладожского канала. Чрез 6 лет, при усердии священника Стефана Алексеева, выстроен на сборные деньги нынешний каменный храм, во имя св. Николая, с приделами Петра и Павла и Параскевы Пятницы.»
Кобона. Церковь Святителя Николая Чудотворца.
Кобона. Церковь Святителя Николая Чудотворца. Колокольня. Есть сведения, что в 19 веке в крест на колокольне были вмонтированы хрустальные шарики. В них отражалось солнце, и это служило ориентиром для рыбаков.
В 1788 году во владение Кобоной вступил Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817) — государственный деятель, историк, собиратель российских древностей, открывший и издавший «Слово о полку Игореве».
В церкви достопримечательны: напрестольный сребропозлащенный крест, приношение графов Мусиных-Пушкиных, и остатки оловянных священных сосудов, найденные, в 30-х годах, одною крестьянкою в колодце, среди поля. На месте находки устроена священником Алексеевым деревянная часовня, в которой есть деревянный крест и туда ежегодно, 14-го сентября, бывает из церкви крестный ход.
«Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии» Выпуск IX, Санкт-Петербург, 1884 г.
Кобона. Церковь Святителя Николая Чудотворца. Снежный колокол.
Кобона. Церковь Святителя Николая Чудотворца. Луковка.
Кобона. Церковь Святителя Николая Чудотворца на Староладожском канале. Как будто свечки горят.
В церкви Николая Чудотворца в годы войны размещался эвакопункт. Здесь, в Кобоне, проходила Дорога жизни.
Кобона. Стела в память о Дороге жизни у Староладожского канала.
С окончанием навигации 1941 года начала свою работу ледовая Дорога жизни – 20 ноября от Коккорево в Кобону за продовольствием отправился первый конный обоз из 350 саней.
А 22 ноября 1941 года отправилась первая колонна автомашин ГАЗ-АА (легендарные «полуторки»). В первую блокадную зиму ледовая дорога проработала 152 дня – до 24 апреля – за это время было эвакуировано более 550 тысяч человек и перевезено более 300 тысяч тонн продовольствия, боеприпасов и других грузов.
Кобона. В память о Дороге жизни.
Но гораздо большая часть грузов и людей были перевезены по водной трассе.
Для обслуживания этой водной трассы и был построен Кобоно-Кареджский порт. За короткий промежуток времени с марта по август 1942-го года был построен полноценный порт состоящий из 7 длинных пирсов и железножорожный узел состоявший из трех станций (с общим путевым развитием 15 километров).
Низкий уровень воды в Ладоге позволил расположить порт по берегу озера не только от Кобоны до Кареджской косы, но и на самой косе, чтобы еще уменьшить расстояние до противоположного берега. (http://www.kobona.ru/liferoad/kobkarport.html)
«Через Кобону шла Дорога жизни. Она, прорвав фашистскую блокаду, Соединила сердце Ленинграда С родной Москвой, с Советскою Отчизной«. 1941-1943.
Кобона. Здесь проходила Дорога жизни.
Новоладожский канал — бесшлюзный водный транспортный путь вдоль берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Нева. Построен за 5 лет, с 1861 по 1866 годы, параллельно обмелевшему и пришедшему в ветхость Староладожскому каналу времён Петра I.
Кобона. У Новоладожского канала.
Кобона. Новоладожский канал.
Кобона. Веселый Роджер на берегу Новоладожского канала. Новое заведение на берегу канала. Не хватает только соответствующего названию флага — Веселого Роджера (череп со скрещенными костями). И Йо-хо-хо.
К Ладоге можно подойти по льду речки Кобоны. Вокруг все замерзло, кроме незамерзающих никогда рыбаков.
На реке Кобона у Ладожского озера.
Январский пейзаж в Кобоне.
В Кобоне. Ладожское озеро и солнце. Вот они — ледяные просторы. Там где-то ходят рыбаки — вечные искатели удачи.
Кобона на реке Кобона. Январь. Мороз. И надеемся, что катер уснул не навсегда, а только до весны.
На выезде из Кобоны. Знак въезда в населенный пункт (с другой стороны) почему-то отсутствует. Маскируются.
Кобона на карте:
На Ладожском озере: Кобона:
Уведомление: 27 января. К освобождению Ленинграда от блокады. | Прогулки по городу