27 января. К освобождению Ленинграда от блокады.

27 января в Санкт-Петербурге отмечается день освобождения от блокады, кольцо которой замкнулось 8 сентября 1941 года, когда немецкими войсками был занят Шлиссельбург. Шлиссельбургская крепость  Орешек стала форпостом левого фланга Ленинградского фронта и держала оборону 500 дней до прорыва блокады 18 января 1943 года.

«Январский гром»Красносельско-Ропшинская операция, или Операция «Нева-2» (14 — 30 января 1944 года) — наступательная операция войск Ленинградского фронта в рамках стратегической Ленинградско-Новгородской операции против 18-й немецкой армии, осаждавшей Ленинград.

В результате операции войска Ленинградского фронта уничтожили петергофско-стрельнинскую группировку противника, отбросили врага на расстояние 60 — 100 км от города, освободили Красное Село, Ропшу, Красногвардейск, Пушкин, Слуцк и, во взаимодействии с войсками Волховского фронта, полностью освободили Ленинград от вражеской блокады.

Мемориал «Январский гром» на 19-м км Гостилицкого шоссе. Здесь проходила линия обороны Ораниенбаумского плацдарма.

Мемориал в Гостилицах. 25-й км Гостилицкого шоссе.

Мемориал «Атака» на 8-м км Гостилицкого шоссе.Танк Т-34, участвовавший в январских боях 1944 года, водружён на 6-метровый бетонный постамент. Мемориальная доска упоминает части и соединения, остановившие в сентябре 1941 немецко-фашистское наступление и удерживавших рубеж до наступления армии Говорова.

Мемориал «Якорь» на 10 км Гостилицкого шоссе. Сооружён  на рубеже, где в сентябре 1941 года батальон курсантов Военно-морского хозяйственного интендантского училища ВМФ остановил наступление немецко-фашистских войск.

Перед мемориалом находится корабельный якорь, сам памятник представляет собой две совмещённые бетонные плиты, прорезанные амбразурами, на одной из плит укреплена мемориальная доска с фамилиями курсантов и офицеров, павших на этом рубеже.

У мемориала «Якорь». Карта Зеленого пояса Славы. Комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград в 1941—1944 годах, созданный в 1965—1968 годах. с целью увековечить память его героических защитников. В основу планировки «Зелёного пояса Славы» положен рубеж обороны, на котором в сентябре 1941 года были остановлены войска противника.

Есть в Ленинградской области памятники и места, не относящиеся к Зеленому поясу Славы. Но люди, которым посвящены эти памятники, внесли огромный вклад в оборону Города.

Ладожская флотилия.

Новая Ладога. Мемориальный комплекс в честь моряков Ладожской Военной Флотилии и речников северо-западного речного пароходства. На берегу Волхова. На набережной Ладожской флотилии.

Осенью 1942 года немецкое командование решило высадить десант на остров Сухо. Этот островок размерами всего 90 на 60 метров был искусственно насыпан в XVIII веке на отмели в южной части Ладожского озера для установки маяка. С началом Великой Отечественной войны расположенные на острове три 100-мм пушки охраняли ладожскую трассу и прикрывали вход в Волховскую губу и Новую Ладогу, где находилась главная база нашей Ладожской флотилии. Гарнизон острова состоял из 90 человек.

Десантная операция немцев, получившая наименование “Бразиль”, была рассчитана на внезапность нападения и подавляющее превосходство в силах. В ночь на 22 октября 16 быстроходных десантных барж типа “Зибель”, 7 десантных ботов и 10 десантных катеров в охранении 3 торпедных катеров вышли из своей базы Кексгольм и, используя ненастную погоду, скрытно направились к Сухо.

Всего на десантных судах было около сотни артиллерийских орудий, в том числе 21 орудие калибром 88 мм. В 7 часов 15 минут, развернув десантные баржи во фронт, противник с дистанции 30 каб. открыл интенсивный огонь по острову. Первыми снарядами была нарушена связь гарнизона с командованием флотилии.

Новая Ладога. У мемориала на набережной Ладожской флотилии на берегу Волхова. Тральщик ТЩ-100.


В это утро южнее Сухо нес дозорную службу тральщик “ТЩ-100” старшего лейтенанта П.К. Каргина. Это был бывший буксирный пароход, с началом войны вооруженный двумя 45-мм пушками и тремя пулеметами.

Несмотря на явное неравенство сил, экипаж тральщика открыл по десантным кораблям огонь. Вскоре загорелся головной немецкий корабль, затем пожары вспыхнули на нескольких десантных баржах.

Через несколько минут на помощь “ТЩ-100” с востока подошел катер “МО-171” старшего лейтенанта В.И. Ковалевского (с таким же вооружением). С этих кораблей в штаб флотилии сообщили о начале боя за остров Сухо.

Как только суда противника оказались в зоне действия орудий береговой батареи острова, ее командир старший лейтенант И.К. Гусев приказал открыть по врагу огонь. Орудие старшего сержанта В. Баскакова со второго залпа накрыло десантную баржу. Орудия сержантов Ф. Мишукова и П. Пугача подбили еще два десантных судна, заставив их выброситься на камни. В течение почти двух часов батарея, тральщик и охотник вели бой с десантным отрядом и отражали атаки вражеских самолетов.

И все же в 8 часов 10 минут немцам удалось высадить десант в северной части острова. Вскоре рукопашный бой завязался на позициях двух орудий. Защитники острова отбросили фашистов от орудий, но выбить их с острова сразу не удалось.

Чтобы не попасть по своим десантникам, противник перенес огонь на “ТЩ-100” и “МО-171”. Тихоходный тральщик оказался в тяжелом положении, но ему на помощь пришел катер Ковалевского. Не прекращая огня, он закрыл тральщик дымовой завесой. Выстрелами наших кораблей и уцелевшего орудия острова были потоплены еще два катера и повреждена баржа.

В 9 часов, несмотря на низкую облачность, на помощь гарнизону пришла наша авиация, проштурмовавшая вражеские десантные суда. Часть из них, не подходя к острову, повернула обратно.

Оставленные без артиллерийской поддержки своих кораблей, вражеские солдаты покинули остров, бросив на отмели 3 поврежденные десантные баржи. В это время к месту боя подошли два отряда кораблей Ладожской флотилии и огнем своих орудий потопили еще 2 десантных судна.

6 часов продолжался упорный бой. Попытки противника прикрыть десант авиацией успеха не имели. Наши корабли и самолеты отразили 9 атак вражеских бомбардировщиков. В ходе боя противник потерял потопленными или сильно поврежденными 15 барж и катеров, 12 самолетов и большое количество живой силы. Одна десантная баржа была захвачена нашими моряками. После этого немецкое командование до конца войны не предпринимало активных действий на Ладожском озере.

Тральщик “ТЩ-100” после войны еще долго работал буксиром в рыболовецкой артели, а осенью 1982 года стал памятником в г. Новая Ладога. (http://www.navy.su/daybyday/october/22/index.htm)

Новая Ладога. Мемориальный комплекс в честь моряков Ладожской Военной Флотилии и речников северо-западного речного пароходства. Тральщик ТЩ-100.

С момента начала блокады Ленинграда основной задачей Ладожской флотилии стало снабжение города и эвакуация гражданского населения. Базу флотилии перенесли в Новую Ладогу.

В районе Осиновецкого маяка началось оборудование портовых сооружений для погрузки и разгрузки судов. К 29 октября 1941 года корабли флотилии проложили по дну Ладожского озера 43 км бронированный многоканальный «кабель жизни», на долгое время ставший единственным каналом проводной связи блокированного Ленинграда с внешним миром.

В конце октября с западного на восточный берег Ладоги были переброшены две дивизии и бригада морской пехоты. За счёт этих войск удалось задержать наступление противника на Волхов и помешать замкнуть второе кольцо вокруг Ленинграда.

После того, как лёд установился окончательно, военнослужащие Ладожской флотилии участвовали в разведке маршрута, оборудовании и обслуживании автомобильной дороги через Ладогу, которая впоследствии получила название «Дорога жизни».

Новая Ладога. У мемориала на набережной Ладожской флотилии.

Это был критический момент для флотилии: из-за опасности полного окружения был отдан приказ подготовить к уничтожению сооружения базы Новой Ладоги и корабли. В это же время с кораблей флотилии было передано в войска большое количество стрелкового оружия (главным образом, пулемётов) и боеприпасов.

До конца ноября корабли флотилии, пробиваясь через лёд, продолжали снабжение Ленинграда и эвакуацию населения. За осень водным путём в Ленинград было доставлено 60000 т груза, в том числе 45000 т продовольствия, 4500 винтовок, 1000 пулемётов, порядка 10000 снарядов, более 3000000 патронов, более 108000 мин, около 114000 ручных гранат. Было эвакуировано около 33500 жителей.

Новая Ладога. У мемориала на набережной Ладожской флотилии на берегу Волхова.

Начавшаяся с апреля 1942 года новая навигация по результатам более чем на порядок превзошла предыдущую — в Ленинград было доставлено более 790000 т, в том числе 353000 т продуктов. Эвакуировано более полумиллиона человек, вывезено около 310000 т промышленного оборудования и имущества. Всего перевезено свыше миллиона тонн.

Новая Ладога. У мемориала на набережной Ладожской флотилии на берегу Волхова. Теплоход «Харьков».

Новая Ладога. О Ладожской  флотилии на информационном стенде у мемориала.

Новая Ладога. Проспект Карла Маркса. Мемориальная доска на доме, где жил командующий Ладожской Военной флотилией. Чероков Виктор Сергеевич (1907-1995) — почетный гражданин Новой Ладоги.

А Кобона — которая была важной частью Дороги жизни — теперь просто Кобона, а не пункт приема эвакуированных ленинградцев. И река Кобона стала  дорогой рыбаков. Неутомимых и выживающих в любой мороз рыбаков. Пусть так всегда и будет.

Кобона. Река Кобона у Ладожского озера.

27 января. К освобождению Ленинграда от блокады:


Запись опубликована в рубрике Путешествия с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: 27 января. К освобождению Ленинграда от блокады.

  1. Уведомление: Новая Ладога: у проспекта Карла Маркса. | Прогулки по городу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *