«Красин» — арктический ледокол русского и советского флотов. Он строился в 1916-1917 годах на верфи судостроительной фирмы W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd в Ньюкасле (Великобритания) по усовершенствованному проекте первого российского ледокола «Ермак».
Тогда судно называлось «Святогор» (до 1927 года). 31 марта 1917 года на нем был поднят Андреевский флаг.
Теперь «Красин» — ледокол-музей. В сентябре 2014 года судно было отправлено на Кронштадтский морской завод — для ремонта, чистка корпуса и покраски. В конце ноября «Красин» вновь вернулся на свое место у набережной лейтенанда Шмидта.
А наша прогулка была еще в прошлогоднем марте. Но и тогда ледокол выглядел прекрасно и внушительно. Учитываем также, что через два года ему стукнет 100 лет.
Ледокол «Красин» на набережной лейтенанта Шмидта.
Подробно об истории легендарного ледокола можно узнать на сайте http://www.krassin.ru/, или на экскурсии (11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00). Правда, сейчас ссылку с информацией для посетителей на странице сайта обнаружить не удалось.
Но поиск показал, что она все же существует. А цены-то поднялись. Уже 400 рублей взрослый билет. Неужели тоже импортные бананы используются для работы машинного отделения и чистки помещений?
Пока набирается группа для экскурсии, можно почитать о полярных конвоях. «Красин» участвовал в конвое PQ-15, в составе которого было 26 транспортов, перевозивших грузы из США и Великобритании по ленд-лизу.
…Ледокол «Красин» не только отбивал воздушные атаки немецких самолетов, но и прикрывал следовавший с ним слабовооруженный ледокол «Монткальм». Но до Мурманска тогда в мае 1942 года дошли не все суда…
У ледокола «Красин». Стенд с информацией о полярных конвоях.
Но вот можно и подниматься по трапу. Сначала одна дама отправляет нас в кассу (за фотосъемку тоже нужно заплатить), другая дама на палубе проверяет билеты и отправляет в помещение, где на тот момент располагается выставка художника мариниста Станислава Ананько.
У трапа ледокола «Красин».
Ледокол «Красин». На палубе.
Сам художник (1960 г.р., Краматорск) — капитан 2 ранга запаса — окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С. Попова и служил на Северном флоте в ракетных подводных войсках стратегического назначения. А рисование, которым увлекался еще в детстве, не забросил и на службе. И даже продолжил свое обучение.
На ледоколе «Красин». Картинная галерея. Маринистика Станислава Ананько.
На ледоколе «Красин». Маринистика Станислава Ананько. В Заполярье.
Но вот и экскурсия. Сначала третья дама — уже экскурсовод отправляет нас просмотреть краткий видеоролик о ледоколе «Красин».
На ледоколе «Красин». В коридоре.
А потом проводят нас по самым красивым местам судна. В машинное отделение не пускают. Но рассказ, действительно, интересный. Только все очень быстро-быстро.
Вот немного истории:
Летом 1918 года в России начался период англо-французской интервенции. Корабли англичан подошли к Архангельску. Для того, чтобы преградить путь кораблям интервентов и не дать им войти в город, было принято решение затопить «Святогор» и ледокольный пароход «Соловей Будимирович» в устье Северной Двины. Потопление кораблей прошло неудачно, и «Святогор» умудрились посадить на мель: над водой возвышалась большая часть его корпуса и 16-метровые трубы.
Английские войска вошли в Архангельск, и спустя несколько дней они смогли поднять ледокол со дна реки. По распоряжению Временного правительства «Святогор» был отдан им безо всяких документов. И с 1920 года корабль ходил под английским флагом.
В тот же год ледокол получил «боевое крещение» в Арктике. Во льдах Карского моря был затерт российский ледокольный пароход «Соловей Будимирович». На его борту находились члены так называемой, «хлебной экспедиции». 85 человек, в том числе женщины и дети оказались на грани голодной смерти на терпящем бедствие корабле, не имея надежды на спасение.
Советское правительство было вынуждено обратиться к Великобритании с просьбой сдать в аренду самый мощный на тот момент ледокол в мире — «Святогор».
Это была первая спасательная экспедиция нашего ледокола. Он вошел в арктические воды под командованием знаменитого норвежца Отто Свердрупа. Бывший капитан легендарного «Фрама» и личный друг Фритьофа Нансена достойно справился с серьезной задачей. Экспедиция увенчалась успехом. Уже в июне 1920 года «Святогор» вывел из четырехмесячного ледового плена пароход. Люди были спасены, а «Святогор» вернули его новым хозяевам англичанам.
(http://www.krassin.ru/legends_born/tests/)
На ледоколе «Красин». В кают-компании.
Уже в начале 20-х годов в России остро чувствовалась нехватка мощного линейного ледокола. Все это время молодое советское правительство активно вело переговоры о возвращении ледокола «Святогор» на Родину.
Британское адмиралтейство участвовало в переговорах и сотрудничало с полпредом России, а позднее посолом и министром внешней торговли Советской России Леонидом Борисовичем Красиным (1870-1926). Переговоры прошли успешно (изначально предлагалось 75000 фунтов) и уже в августе 1921 года ледокол вернулся в Россию.
После смерти Л.Б. Красина в 1926 году имя этого советского дипломата и государственного деятеля в 1927 году было присвоено ледоколу.
На ледоколе «Красин». В кают-компании. Обеденный стол. Стол особенный — выемки предназначены для перегородок, препятствующих уползанию тарелок к соседу во время качки.
В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей.
На ледоколе «Красин. «Изображение ледокола на стене в кают-компании.
В 1950-х годах «Красин» прошел капитальный ремонт и модернизация на верфи в ГДР.
На ледоколе «Красин» до модернизации в котельных отделениях располагалось 10 угольных котлов. Эти котлы топили углём, у топок работали смены кочегаров. В топках орудовали «ломиками» и «шуровиками» весом в 20-30 кг.
После модернизации были поставлены котлы с форсунками для топки мазутом. Розжиг котла осуществляется на дизельном топливе по специальной программе и занимает не менее 6 часов (на угле — не менее 1 суток) до рабочего давления. 4 паровых котла, «Вагнер», построены в Гамбурге в 1956 г. КПД котлов составляет согласно технической документации до 86 %.
На ледоколе «Красин». Парадная лестница.
1 апреля 1972 года ветеран ледокольного флота был передан в Министерство Геологии РСФСР. Министерство предполагало использовать ледокол после модернизации для обеспечения геологоразведочных работ в северных районах страны (Таймыр, Ямал, бассейн реки Лены).
Цель переоборудования — установить на л/к дополнительные источники электроэнергии, мощность которых была бы достаточной для приведения в действие береговых буровых установок для бурения нефтяных скважин.
Решено было ликвидировать две носовые паровые машины и на их место установить два трехфазных турбогенератора. Л/к «Красин» лишился двух паровых машин, ход уменьшился до 9 узлов.
Бывшее носовое машинное отделение, где раньше размещались две бортовые паровые машины, Теперь получило название «энергоблок». Имея лишь одну среднюю (главную) машину мощностью 3800 индикаторных л.с., «Красин» снизил ледопроходимость. Он, фактически, перестал быть ледоколом и был переведен в класс научно-исследовательских судов.
С 1974 года, после выхода с завода, НИС «Красин» эксплуатировало несколько организаций Министерства Геологии РСФСР. В 1976 году, после ввода в строй нового дизель-электрического ледокола «Красин», во избежание путаницы наш НИС был переименован в НИС «Леонид Красин» Арктической Нефтегазоразведочной экспедиции.
НИС работало в Баренцовом и Гренландском морях, на Шпицбергене. С 1982 года НИС практически не использовалось в этом качестве. А в 1989 году состоялась передача НИС «Леонид Красин» Морской арктической геологоразведочной экспедиции ПГО «Севморгеология» Министерства Геологии СССР на баланс Международного фонда истории науки. (http://www.krassin.ru/after_update/nis/)
На ледоколе «Красин». В рабочем кабинете капитана.
На ледоколе «Красин». В штурманской рубке. Рабочее место вахтенного штурмана. Предназначена для прокладки и контроля курса судна.
На ледоколе «Красин». В штурманской рубке. Навигационный эхолот. Под нами — 1.3 метра.
На ледоколе «Красин». В рулевой рубке. Здесь нам доступно расскажут о машинном телеграфе, о преимуществе гирокомпаса (ой, гирокомпАса) перед магнитным и о других тонкостях управления арктическим судном.
На ледоколе «Красин». В рулевой рубке. Штурвал.
На палубе ледокола «Красин». С видом на Неву. Лед почти — все.
На палубе ледокола «Красин». Вид на рулевую рубку.
Якорь Холла на палубе «Красина». Один из распространённых в XIX и XX веках типовякорей с качающимися лапами.
Это якорь с плоскими лапами, поворачивающимися на оси. Основных деталей всего две: веретено и коробка с лапами. Веретено снизу имеет выступы, образующие ось. При сборке веретено продевается сквозь коробку, затем в коробку вставляются два болта, запирающие веретено. Коробка качается на выступах (поперечной оси) веретена. Угол отклонения лап ограничен пазом в коробке. К тонкому четырёхгранному концу веретена при помощи болта присоединяется скоба якоря.
Приливы на лапах и коробке служат для того, чтобы заставить их повернуться и углубиться в грунт. Для увеличения держащей силы лап приливы их снабжены лопатообразными утолщениями.
На ледоколе «Красин». Якорь Холла. Вес 3250 кг.
Вот и все. Удачной экскурсии по ледоколу «Красин».
Ледокол «Красин» у набережной лейтенанта Шмидта. Длина 99.8 метра.
Ледокол «Красин»: