Музей-диорама: Прорыв блокады Ленинграда.

Прорыв блокады Ленинграда.

Операция «Искра» была проведена с 12 по 30 января 1943 года силами  Ленинградского и Волховского фронтов при помощи части сил Балтийского флота, Ладожской флотилии и авиации дальнего действия. Главная цель — прорыв блокады Ленинграда, начавшейся 8 сентября 1941 года, была достигнута 18 января 1943 года. А на освобожденной территории уже к 7 февраля 1943 года была проложена железная дорога Поляны-Шлиссельбург с мостовым переходом через Неву.

Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку немецко-фашистских войск, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Говорову и генералу армии Мерецкову.

Этому событию посвящен музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда» в левобережном пандусе Ладожского моста через Неву, открытый 7 мая 1985 года.

Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда» у Ладожского моста через Неву.

С сентября 2003 года перед диорамой формируется открытая экспозиция боевой техники периода Великой Отечественной войны.

Диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Танковый музей под открытым небом у Невы.

Экспозиция боевой техники перед музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда».  О тяжелом танке КВ-1.

Экспозиция боевой техники перед музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда».  Тяжелый танк КВ-1.

Экспозиция боевой техники перед музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда».  О танке БТ-5.

Экспозиция боевой техники перед музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда».  Колесно-гусеничный танк БТ-5.

Экспозиция боевой техники перед музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда».  О танке КВ-1С.

Экспозиция боевой техники перед музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда».  Тяжелый танк КВ-1С.

Экспозиция боевой техники перед музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда».  О танке Т-38.

Экспозиция боевой техники перед музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда».  Малый плавающий танк Т-38.

Экспозиция боевой техники перед музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда».  О танке КВ-1.

Экспозиция боевой техники перед музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда».  Тяжелый танк КВ-1.

Экспозиция боевой техники перед музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда».  О танке Т-26.

Экспозиция боевой техники перед музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда».  Легкий танк Т-26.

Но зайдем в музей и посмотрим на эту впечатляющую картину — диораму  «Прорыв блокады Ленинграда». Над ней более трех лет работали ленинградские художники, многие из которых были участниками обороны города.

В многоплановом живописном полотне (40 м х 8 м) впервые воплощены события семи дней ожесточенных боев с 12 по 18 января 1943 года. Со смотровой площадки нам открывается панорама выступа, глубина которого не превышает 16 км. Мы наблюдаем все события с правого берега Невы. Отсюда утром 12 января 1943 года перешла в наступление 67-я армия Ленинградского фронта генерала Духанова.

Диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Направление главного удара в районе деревни Марьино.

Диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Левый фланг наступления. Объятый пламенем Шлиссельбург, крепость Орешек вдали и неудачная попытка 86-й стрелковой дивизии форсировать Неву.

Диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Направление главного удара в районе деревни Марьино. Неву форсируют подразделения 136-й стрелковой дивизии генерала Симоняка. Здесь же показаны события третьего дня боев, когда по дерево-ледовым переправам реку преодолели две танковые бригады: 152-я и 220-я.

 

Диорама «Прорыв блокады Ленинграда». На смотровой площадке перед картиной. На дальнем плане справа — легендарный Невский пятачок.

Диорама «Прорыв блокады Ленинграда». На правом берегу Невы. Артподготовка, подразделения уходят в бой.

Диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Шлиссельбург и крепость Орешек.

Диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Форсирование Невы.

Диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Пулеметный расчет.

Диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Левый берег Невы. На центральном направлении Нева успешно форсирована у деревни Марьино (или того, что от нее осталось). Чуть дальше встреча двух фронтов — Ленинградского и Волховского. На самом дальнем плане — Синявинские высоты, на которых противник закрепился и держался там еще  год — все попытки советских войск захватить их в январе, феврале, июле и сентябре 1943 года были безуспешными.

Диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Танки перед переправой через Неву.

Диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Форсирование Невы у Кировска.

Диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Помощь раненым бойцам.

Картину можно рассматривать бесконечно долго — столько на ней разных деталей. А если повезет, то во время вашего посещения экскурсовод подробно и интересно расскажет обо всех событиях, изображенных на полотне.

Наш экскурсовод был, правда, весьма скептически настроен к результатам операции «Искра». И этого не добились, и того, и потери большие. И все зазря. И эффект от проведения операции был и есть завышен историками. А железную дорогу, построенную после прорыва, железнодорожники называли Дорогой смерти (в течение следующего года немцы часто ее обстреливали). А рядом с диорамой информация сообщает, что ее называли Дорогой Победы. И как тут быть?

Музей-диорама: Прорыв блокады Ленинграда на карте:

Музей-диорама: Прорыв блокады Ленинграда:


Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *