В Новой Ладоге. Начало истории.

В морозные посленовогодние  деньки продолжили мы дилетантское исследование городков Ленинградской области. Отправляемся опять на Волхов — к древнему и красивому «пути из варяг в греки».

По дороге к Новой Ладоге. Волхов в январе.

Только посмотрим уже не старинные крепости и монастыри как в Старой Ладоге, а новый город, созданный волей и энергией Петра Великого. Город был основан в 1704 году, а древняя Ладога (Альдейгья на древне-скандинавском), претендующая на звание первой столицы Руси, стала именоваться с тех пор Старой Ладогой.

Но еще в 1702 году  в устье Волхова создана судостроительная верфь. 13 апреля 1704 года царь распорядился направить сюда для образца корабли с соседних верфей на реках Сясь и Свирь. Из Белоозера, Пошехонья, Олонца и Каргополя доставили около 2 тысяч работников.

По дороге в Новую Ладогу.

В 1712-1713 годах Петру пришла идея прорыть канал вдоль южного берега Ладожского озера. Не только из-за сурового штормового характера Ладоги, но и «особливо для прекращения частых разбоев«.

Новая Ладога. Памятник Петру I у Староладожского (Петровского) канала.

Староладожский канал был четыре метра глубиной, шириной около 21 метра, длиной 104 версты, шлюзы в начале и в конце — Пётр сам составил план и наметил размеры будущего канала.

В то время по сложности и масштабности работ ему не было равных в Европе. Технический проект разработал Григорий Скорняков-Писарев —  российский генерал-майор, обер-прокурор петровского сената, директор Морской академии, автор первого русского сочинения по механике, руководитель прокладки Лиговского канала, в 1731—1740 годах начальник Охотского порта).

Новая Ладога. У Петровских шлюзов на Староладожском канале.

Канал хотели построить за два-три года: «оную работу яко наиглавнейшую нужно посчитать… и у работы того канала быть работникам со всего государства». В 1719 году Пётр собственноручно нагрузил и отвёз то ли одну, то ли целых три тачки земли, открыв таким образом строительство канала.

Царь предписал привлекать на него по одному человеку с каждых 20 крестьянских дворов — в строительстве могло быть занято до 41 тысячи человек одновременно. Использовались и армейские части, и наёмный труд.

Новая Ладога. У Петровских шлюзов.

Самому Петру Великому довелось открыть только первый участок канала протяжённостью в четыре версты — в 1724 году он присутствовал при пуске воды в русло канала до Дубны: «Государь проехал по каналу на ботике, который тянули мальчики, одетые в белое матросское платье». Весь канал открылся лишь осенью 1730 года, и более века именно он определял жизнь Новой Ладоги и окрестных деревень.

Новая Ладога. У Староладожского канала. Петровские шлюзы  у Волхова.

Новая Ладога. У Петровских шлюзов на Староладожском канале. Вид на Волхов.

Обыватели в сезон навигации зарабатывали тем, что держали лошадей для тяги судов по каналу и сами служили погонщиками.

Современники считали, что «нравственное влияние конной промышленности на население нельзя назвать хорошим», поскольку подростков-погонщиков «скука и отсутствие серьезного дела и полнейшая свобода, а также общество судорабочих приучает к пьянству, непристойной брани и разврату», однако для горожан канал был основным заработком.

Новая Ладога. У Староладожского канала.

Петр Сумароков (1767  — 1846) — русский чиновник и литератор — автор известных в свое время записок о Новороссии («Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году. С историческим и топографическим описанием всех тех мест» (М., 1800)), проезжал в 1839 году Новую Ладогу и так описывал ее.

«Канал загромощался барками в несколько рядов, лошади, понуждаемые погонщиками, тянули их, то к Петербургу, то в противную сторону, и происходило большое движение. На берегах навалены груды плит, дров, и селения по обеим сторонам составляли дружную цепь».

Новая Ладога. Вход в Староладожский (Новосясьский) канал.

Три года подряд директором канала был Абрам Петрович Ганнибал, «арап Петра Великого».

К середине XIX века Петровский канал засорился, но реконструкция его значила бы остановку грузопотока, а этого власти допустить не могли — канал оставался важнейшей транспортной артерией для столицы Российской империи.

В конце концов было решено параллельно старому каналу прорыть другой, более глубокий. В 1866 году был пущен Новый обводной канал, питавшийся водой прямо из озера, без системы шлюзов, и Петровский канал потерял былое значение. Берега его с тех пор заросли, вода застоялась, а где-то в городской администрации сейчас лежит проект реконструкции петровских шлюзов.

Новая Ладога. Староладожский канал.

Староладожский  канал у Петровских шлюзов сейчас — грустное и печальное зрелище. Заброшенные или полузаброшенные дома, отсутствие дороги… Да, при Петре такого не было (с).

Новая Ладога. На Староладожском канале.

Заметное оживление в жизнь города внёс Суздальский пехотный полк под командованием Александра Суворова, определённый сюда на постой в 1764-году. На средства полка было возведено здание Офицерского собрания, которое стало средоточием местной светской жизни.

Это здание — скромный деревянный дом — сохранилось, сейчас его занимает какой-то дорожный кооператив. Неподалёку в 1974 году установлен бюст Суворова работы В. Вернера — там, где легендарный Александр Васильевич снимал квартиру. Напротив, на месте нынешнего братского кладбища, при Суворове были плац и стрельбище.

Новая Ладога. Памятник Суворову.

На берегу Петровского канала сохранилось здание казарм. Вот только деревянную церковь, построенную будущим генералиссимусом, не сохранили. Причём в грозном для церквей 1918-м именно её-то даже отреставрировали на деньги Петроградского Совета. А в 1988 году суворовская церковь, превращённая в склад ёлочных игрушек, сгорела.

(http://www.adresaspb.ru/arch/adresa_14/14_021/14_21.htm)

Новая Ладога. Суворов.

До указа Петра Великого об основании города Новая Ладога в этих местах у самого устья Волхова еще с 15 века существовал Николо-Медведский монастырь. После основания нового города монастырь был укреплен и окружен рвом — рядом строилась верфь.

То, что осталось от него неоднократно перестраивалось и и ремонтировалось.

Новая Ладога. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Первоначально освящен как храм св ап. Иоанна Богослова, ныне по приделу (1733 г.) именуется в честь Рождества Богородицы.

Перестраивался в 1756, 1876 гг.

Новая Ладога. Никольский собор. Интересная — новгородская- архитектура.

Пройдемся немного и увидим еще разные разности.

Новая Ладога. На Волхове в январе.

Новая Ладога. Ворота Рождественского храма.

Перед этими церквями на проспекте Карла Маркса есть еще невосстановленные культовые сооружения. Пока их идентифицировать не удалось.

Новая Ладога. Башня или колокольня.

Новая Ладога. Заброшенная церковь.

Новая Ладога. Старая богатая могила у церкви.

А история все равно продолжается, пока Волхов неспешно несет свои воды от Ильменя к Ладоге.

Новая Ладога. Волхов. Ладожское озеро рядом.

В Новой Ладоге. Начало истории:


 

Запись опубликована в рубрике Зимняя сказка, Путешествия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *