Продолжим наше путешествие по псковщине. Около крепостных стен Пово-Печерского монастыря мы уже побродили.
В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой.
Зайдем на территорию Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Это очень красивое и спокойное место (когда нет тысяч паломников). Хотя посещение это получилось несколько сумбурным — множество людей в выходной день, очереди в пещеры. Путешествие вокруг монастыря было свободным и впечатляющим. Какие башни, какой рельеф!
Кровавый путь — от Святых ворот да Успеской церкви.
Православная церковь, причислившая игумена Корнилия (1501-1570) к лику преподобномучеников, и некоторые ученые считают, что он был убит царём Иваном IV во время его похода на Псков. Согласно третьей Псковской летописи Корнилий в 1570 году во главе псковского духовенства встретил Ивана Грозного во время его приезда в Псков и служил молебен в Троицком соборе. После этого, встречая царя уже в своём монастыре, он был убит.
По одному из преданий, Иоанн Грозный был ошеломлен видом мощной крепости, которую он заметил уже за двенадцать верст от монастыря и которую самовольно возвел Корнилий. Правда, есть мнение, что игумен сообщил царю о желании укрепить обитель «оградой», на что получил полуироничный ответ Грозного с требованием, чтобы ограда была небольшой — «с расстеленную по земле воловью шкуру». Корнилий пообещал, а сам разрезал шкуру на тоненькие ремни и, связав их, поставил стены по той окружности, которая получилась от связанных ремней.
Есть и другая версия причины царского гнева. Она основывается на приписываемой Корнилию и братии монастыря поддержке опального князя Андрея Курбского, одно имя которого приводило Ивана IV в неистовство. Так или иначе, но, подъехав к монастырю и увидев печорскую твердыню, разгневанный царь заподозрил, что здесь, на самом рубеже государства, за крепостными стенами, может скрываться измена. Он выхватил саблю и отсек голову игумену Корнилию, встречавшему царя хлебом-солью у раскрытых ворот обители. Местом кровавой трагедии стали Святые ворота.
Тотчас на царя нахлынуло раскаяние, и он, взяв на руки бездыханное тело игумена, понес его к Успенскому собору. Из раны Корнилия стекала кровь и тонкой красной нитью оставалась на камнях дорожки — кровавый след… И до сих пор дорога отНикольских ворот до Успенского собора, которой шел Иван Грозный с телом Корнилия на руках, называется «кровавым путем».
Современные исследователи, например А. Б. Постников, и некоторые церковные историки (митрополит Иоанн (Снычев), игумен Алексий (Просвирин)) интерпретируют запись в повести о Псково-Печерском монастыре «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище» скорее как свидетельство о том, что Иван Грозный проводил Корнилия в последний путь, таким образом отдав ему дань уважения и оказав (посмертную) царскую почесть.
Императрица Анна Иоанновна была проездом в монастыре. И теперь здеь выставляется коляска, оставшаяся после ее посещения.
Существует три версии того, как коляска осталась в монастыре. По первой версии Анна Иоанновна проездом в октябре 1732 года была в монастыре, но на обратном пути выпал густой и мокрый снег, поэтому императрица была вынуждена оставить коляску и пересесть на сани.
По второй версии коляска Анны неожиданно сломалась, пока императрица была на монастырском богослужении, и ей пришлось оставить ее там.
Существует и более романтическая легенда появления коляски Анны в монастыре: проезжая по Печорской земле, на спицы коляски намоталась змея, а по поверью, это было дурным предзнаменованием и ехать далее было нельзя. Так Псково-Печерский монастырь обрел еще одну реликвию. (http://www.culture.pskov.ru/ru/persons/object/97)
А вот интересная калитка (запертая, здесь, вообще много заперто). Но неподалеку столпился народ и с детским восхищением смотрит наверх.
А там вот такое природное чудо.
Места здесь красивейшие.
Предания о начале монашеской жизни в этих пещерах зафиксированы в монастырской летописи и впоследствии развитые в псково-печерском патерике.
По преданию, пещеры стали известны местным жителям в 1392 году. Эта условная дата, совпадающая с годом смерти Сергия Радонежского, была выбрана для указания символической преемственности духовной жизни. В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар.
Да, что-то любили монахи в пещерах селиться. Вот вспоминается давнее путешествие в Киев и Дальние пещеры, и недавнее в Холковский монастырь.
Согласно монастырской летописи в 1470 году в пещере поселился священник Иоанн, ранее служивший в церкви великомученика Георгия в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии).
Рядом с Богом зданными пещерами он ископал пещеру, в которой устроил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году.
В его трудах ему помогала супруга Мария, принявшая иноческий постриг с именем Васса.
После ее кончины Иоанн принял постриг с именем Иона. Иван Деменьтьев передал участок земли инокам и вскоре вокруг храма образовалась маленькая обитель. Пещеры стали кладбищем для иноков.
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была устроена поверх соборной Успенской церкви в середине XVIII века при игумене Иосифе (1753-1785). Настоящее барокко. Как в столичном Санкт-Петербурге.
Библейские изображения на куполах Покровской церкви.
Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).
Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.
Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России.
У входа в пещеры и к старцу, сидящему рядом, очередь. А на Успенской площади тоже немало паломников.
К Михайловскому собору не подойти: вход только во время богослужений.
На стенах монастыря фотографии и информация о монахах, служивших в Красной Армии.
У Святых ворот. Редкий момент, когда нет никого.
Псково-Печерский монастырь на карте: