Вот, кажется, и вступила весна в свои права. Синицы поют брачные песни, вороны садятся в гнезда, велосипедисты пугают невинных пешеходов своими стремительными виражами. Расцветают цветы всевозможного компромата в околополитической сфере.
Пора и нам развлечься и посмотреть, что же творится за городом Питером. Сначала — к воде. Осмотреть окрестности Ладожского озера.
Вдоль Невы мы проезжали в октябре — замечательная синева и простор. Теперь побываем у места, где Нева вытекает из Ладоги.
В истоке Невы, на Ореховом острове расположена древняя русская крепость Орешек, основанная в 1323 году внуком Александра Невского Юрием Даниловичем. В том же году был заключен «вечный» Ореховский мир с Шведским королевством.
Мы уже как-то в мае бывали в Шлиссельбургской крепости. От новгородцев до Петра, политическая тюрьма, оборона во время Великой Отечественной войны — длинная, интересная и героическая история.
А вот вид с другого берега Невы (в прошлый раз отправлялись в крепость из Шлиссельбурга).
Снега на берегах уже нет, а по воде проплывают в сторону Залива остатки льда.
Сушатся ковры на заборе. Дорога пытается тоже пытается высохнуть под нынешним теплым солнцем, и мы пытаемся пройти по ней.
Но не все так по-весеннему на берегу. Множество небольших льдин все еще напоминают о зиме.
Вдали на озере наблюдем что-то похожее на айсберг. Как-будто на антарктических берегах.
Но — весна идет.
Ворона растревожилась — чужаки ходят рядом с ее гнездышком.
Парочка чаек на Неве. Скоро ли новая рыбка будет?
Рыбаки и другие лодочники пока в спячке. Лед только-только сходит.
Но один пепелац таки вышел на ладожские просторы. Долго-долго разогревался на противоположном берегу, нарушая весеннюю тишину Невы.
Значит скоро «летние» рыбаки начнут собирать снасти и стучать копытцами в надежде посетить свои водные просторы.
Здесь же на берегу Невы находятся два памятника, посвященные людям, связавшим Ленинград с Большой землей после прорыва блокады.
19 января 1943 года, сразу же после прорыва блокады и освобождения Шлиссельбурга, началось строительство Ириновской железнодорожной линии между платформой Поляны 71-го км Волхостроевской линии и станцией Шлиссельбург (на правом берегу Невы) по освобожденному от врага коридору шириной 6–11км, длиной 33 км и по переправе через Неву.
Мост было решено возводить на окраине Шлиссельбурга у северного склона Преображенской горы через устье Малой Невки, вдоль узкого берега на конце Фабричного острова, где был подход железнодорожной узкоколейной ветки. На правом берегу Невы мост выходил к железнодорожной ветке, примыкавшей к станции Шлиссельбург. Этот участок пути соединил Ленинград с Большой землей.
На строительство дороги (получившей название «Строительство №400») по пересеченной заболоченной местности с мостами через небольшие речки Назия и Черная, временным низководным мостом через реку Неву, под регулярной вражеской бомбежкой и обстрелами, было выделено 20 дней.
Но Шлиссельбургская магистраль была построена в рекордные сроки – всего за 17 дней! Ее строили военные железнодорожники 9-й и 11-й отдельных железнодорожных бригад с приданными частями и спецформированиями Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), строители Управления военно-восстановительных работ №2 (УВВР№2) и местное население.
(http://moshlisselburg.ru/newz/4588-dostavit-xleb-po-lkoridoru-smertir)
Монумент «Переправа» (1970). Монумент воздвигнут бывшим войскам 3-й понтонно-мостовой бригады резерва Главного командования. Основными задачами бригады в военное время были наведение переправ через Неву в районе Шлиссельбурга, разминирование берегов Невы, устройство подъездных путей, обеспечение паромных переправ и контроль двух понтонных мостов, через которые бесперебойно снабжали войска, находящиеся на левом берегу реки.
О диораме «Прорыв блокады Ленинграда».
Двигаемся дальше — на станцию Петрокрепость и на Синявинские высоты.
У истока Невы в начале апреля — на карте.
Спасибо за весеннее настроение!