Немного по Приладожью в начале апреля: у истока Невы.

Вот, кажется, и вступила весна в свои права. Синицы поют брачные песни, вороны садятся в гнезда, велосипедисты пугают невинных пешеходов своими стремительными виражами. Расцветают цветы всевозможного компромата в околополитической сфере.

Пора и нам развлечься и посмотреть, что же  творится за городом Питером. Сначала — к воде. Осмотреть окрестности Ладожского озера.

Вдоль Невы мы проезжали в октябре  —  замечательная синева и простор. Теперь побываем у места, где Нева вытекает из Ладоги.

На Неве в апреле. Вид на крепость Орешек и Ладожское озеро.

На Неве в апреле. Вид на крепость Орешек и Ладожское озеро.

В истоке Невы, на Ореховом острове расположена древняя русская крепость Орешек, основанная в 1323 году внуком Александра Невского Юрием Даниловичем. В том же году был заключен «вечный» Ореховский мир с Шведским королевством.

Мы уже как-то в мае бывали в Шлиссельбургской крепости. От новгородцев до Петра, политическая тюрьма, оборона во время Великой Отечественной войны —  длинная, интересная и героическая история.

А вот вид с другого берега Невы (в прошлый раз отправлялись в крепость из Шлиссельбурга).

Между Невой и Ладогой. Крепость Орешек.

Между Невой и Ладогой. Крепость Орешек.

Снега на берегах уже нет, а по воде проплывают в сторону Залива остатки льда.

На берегу Невы в апреле. Вид на крепость Орешек.

На берегу Невы в апреле. Вид на крепость Орешек.

Сушатся ковры на заборе. Дорога пытается тоже пытается высохнуть под нынешним теплым солнцем, и мы пытаемся пройти по ней.

У Невы в апреле. Шереметьевка.

У Невы в апреле. Шереметьевка.

Но не все так по-весеннему на берегу. Множество небольших льдин все еще напоминают о зиме.

Крепость Орешек. Вид с ледяного берега.

Крепость Орешек. Вид с ледяного берега.

Вдали на озере наблюдем что-то похожее на айсберг. Как-будто на антарктических берегах.

Начало апреля на Ладоге. Айсберг.

Начало апреля на Ладоге. Айсберг.

Но — весна идет.

Начало апреля у истока Невы.

Начало апреля у истока Невы.

Первые вестники прихода весны. Мать-и-мачеха.

Первые вестники прихода весны. Мать-и-мачеха.

Ворона растревожилась — чужаки ходят рядом с ее гнездышком.

В Шереметьевке у Невы. Кар-рр.

В Шереметьевке у Невы. Кар-рр.

Парочка чаек на Неве. Скоро ли новая рыбка будет?

Чайки на Неве.

Чайки на Неве.

Рыбаки и другие лодочники пока в спячке. Лед только-только сходит.

Начало апреля. На берегу Невы в Шереметьевке.

Начало апреля. На берегу Невы в Шереметьевке.

На приколе кверху дном.

На приколе кверху дном.

Но один пепелац таки вышел на ладожские просторы. Долго-долго разогревался на противоположном берегу, нарушая весеннюю тишину Невы.

Значит скоро «летние» рыбаки начнут собирать снасти и стучать копытцами в надежде посетить свои водные просторы.

Чудо-лодка на Ладоге у Шлиссельбурга. Начало апреля.

Чудо-лодка на Ладоге у Шлиссельбурга. Начало апреля.

Здесь же на берегу Невы находятся два памятника, посвященные людям, связавшим Ленинград с Большой землей после прорыва блокады.

19 января 1943 года, сразу же после прорыва блокады и освобождения Шлиссельбурга, началось строительство Ириновской железнодорожной линии между платформой Поляны 71-го км Волхостроевской линии и станцией Шлиссельбург (на правом берегу Невы) по освобожденному от врага коридору шириной 6–11км, длиной 33 км и по переправе через Неву.

Мост было решено возводить на окраине Шлиссельбурга у северного склона Преображенской горы через устье Малой Невки, вдоль узкого берега на конце Фабричного острова, где был подход железнодорожной узкоколейной ветки. На правом берегу Невы мост выходил к железнодорожной ветке, примыкавшей к станции Шлиссельбург. Этот участок пути соединил Ленинград с Большой землей.

Напротив Шлиссельбурга. В память о железной дороге, соединившей Большую землю и Ленинград после прорыва блокады.

Напротив Шлиссельбурга. В память о железной дороге, соединившей Большую землю и Ленинград после прорыва блокады.

На строительство дороги (получившей название «Строительство №400») по пересеченной заболоченной местности с мостами через небольшие речки Назия и Черная, временным низководным мостом через реку Неву, под регулярной вражеской бомбежкой и обстрелами, было выделено 20 дней.

Но Шлиссельбургская магистраль была построена в рекордные сроки – всего за 17 дней! Ее строили военные железнодорожники 9-й и 11-й отдельных железнодорожных бригад с приданными частями и спецформированиями Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), строители Управления военно-восстановительных работ №2 (УВВР№2) и местное население.

(http://moshlisselburg.ru/newz/4588-dostavit-xleb-po-lkoridoru-smertir)

У истока Невы. О железнодорожной линии, построенной после прорыва блокады Ленинграда.

У истока Невы. О железнодорожной линии, построенной после прорыва блокады Ленинграда.

Монумент «Переправа» (1970). Монумент воздвигнут бывшим войскам 3-й понтонно-мостовой бригады резерва Главного командования. Основными задачами бригады в военное время были наведение переправ через Неву в районе Шлиссельбурга, разминирование берегов Невы, устройство подъездных путей, обеспечение паромных переправ и контроль двух понтонных мостов, через которые бесперебойно снабжали войска, находящиеся на левом берегу реки. 

Монумент "Переправа" напротив Шлиссельбурга.

Монумент «Переправа» напротив Шлиссельбурга.

На берегу Невы. Надпись на монументе "Переправа".

На берегу Невы. Надпись на монументе «Переправа».

У монумента "Переправа" на берегу Невы.

У монумента «Переправа» на берегу Невы.

О диораме «Прорыв блокады Ленинграда».

Двигаемся дальше —  на станцию Петрокрепость и на Синявинские высоты.

У истока Невы в начале апреля — на карте.

 

Запись опубликована в рубрике Весеннее настроение. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Немного по Приладожью в начале апреля: у истока Невы.

  1. Сергей говорит:

    Спасибо за весеннее настроение!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *