Продолжаем наше мини-путешествие вблизи Ладоги в начале апреля. Побывали у истока Невы напротив Шлиссельбурга. Теперь направляемся на железнодорожную станцию Петрокрепость.
Станция расположена на Ириновском направлении Октябрьской желехной дороги в поселке имени Морозова.
Флажок-флюгер на башне станции Петрокрепость. Что-то из 1990-х.
В 1922 году посёлку при Шлиссельбургском пороховом заводе было присвоено имя революционера-народовольца и учёного Николая Морозова, в 1884—1905 годах находившемуся в заключении в Шлиссельбургской крепости. Часто (неофициально) посёлок именуют просто — Морозовка.
Здесь же находится музей «Дорога победы».
Музей открыт в 1995 году в здании станции Петрокрепость. 7 февраля 2013 года, к 70-летнему юбилею прибытия в Ленинград первого после прорыва блокады поезда, в музее проведена масштабная реэкспозиция, обновлено выставочное оборудование, подключены новейшие технические средства, мультимедийное оборудование.
Вся экспозиция музея Дорога Победы посвящена истории строительства и строителям Дороги Победы, Шлиссельбургской трассе в годы войны и беспримерному подвигу железнодорожников работавших в составе 48-й паровозной колонны особого резерва НКПС.
18 января 1943 года Советская Армия прорвала блокаду Ленинграда, и в полосе прорыва железнодорожники в короткий срок построили железную дорогу Поляны – Шлиссельбург, а Ленинград получил прямое железнодорожное сообщение с Большой Землей. Впоследствии железнодорожный путь получил название — «Дорога Победы».
Первый грузовой поезд в Ленинград прибыл 7 февраля 1943 года. В тот же день с пятой платформы Финляндского вокзала на Большую Землю отправился товарный поезд, груженный отливками орудийных стволов. Поезд вез паровоз Эм 721-83. (http://railway-museum.ru/collection/branch-offices/3.html)
Паровоз недавно был увезен для реставрации, но можно посмотреть на монумент «Стальной путь», воздвигнутый в 1973 году в память о железнодорожниках того времени.
Синявинские высоты — возвышенность до 50 м над уровнем моря в Южном Приладожье южнее современного поселка Синявино, опорный пункт обороны германских войск.
В районе высот в 1941—1944 годах велись жесточайшие бои во время битвы за Ленинград. Владение высотами позволяло контролировать обширную территорию шлиссельбургско-синявинского выступа от Ладожского озера на севере до реки Мга на юге, являвшуюся оптимальным местом для прорыва блокады, так как расстояние между Ленинградским и Волховским фронтами в районе выступа было минимальным.
Синявинские высоты — тема для отдельной поездки. А пока проедем только к мемориалу «Синявинские высоты».
На аллее Памяти стоят памятные знаки от республик и областей страны, некогда единой.
22 июля 1943 года в бою в районе посёлка Синявино в траншеях противника Султан Баймагамбетов уничтожил до десятка гитлеровцев. В бою 25 июля продвижение наших воинов было остановлено огнём пулемёта из вражеского дзота. Отважный воин подполз к огневой точке и забросал её гранатами. Но пулемёт не умолк. Тогда он закрыл амбразуру грудью.
Такой же подвиг совершил красноармеец Владимир Ермак 19 июля 1943 года.
Посмотрим с высот вниз.
Где-то там, километрах в семи — Ладога.
Можно спуститься по лестнице. Там есть родник. Родник Памяти.
Весна все-таки идет. Чижики поют и верещат в сосновых зарослях. Весне и жизни — дорогу!