Октябрь уж близится. Продолжаем вспоминать замечательные майские деньки, когда все новое, зеленое и яркое. И продолжаем исследовать окрестности Новгорода.
Сначала поглядим на майскую природу.
Едем вдоль полей посмотреть на Николо-Вяжищский монастырь в селе Вяжищи в 16 км от Великого Новгорода.
Действующий женский Николо-Вяжищский монастырь расположен в ближайших окрестностях Великого Новгорода. Он носит статус ставропигиального, то есть независимого от местной епархиальной власти, подчиняющегося непосредственно патриарху или синоду.
Как всегда, сначала ограда с башнями на углах. Башенки чисто декоративные — это не Соловецкий или Кирилло-Белозерский монастыри.
Николо-Вяжищский монастырь был основан в XIV веке тремя благочестивыми иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. В грамоте, датируемой 25 августа 1391 года, Вяжищский монастырь упоминается наряду с Юрьевым, Палеостровским и Муромским. Новгородские летописи упоминают монастырь лишь в 1411 году.
В «Житии новгородского архиепископа Евфимия», который взял монастырь под свое покровительство, рассказывается о том, что его основатели-монахи насильственным путем завладели участком земли, где построили свои кельи и первую деревянную церковь.
Окрестные крестьяне длительное время вели судебную тяжбу с монастырем, но, как это обычно случалось в то время, проиграли ее.
Архиепископ Евфимий известен в истории Новгорода, как крупный политический деятель. Он возглавлял новгородскую церковную кафедру в пору становления единого Русского централизованного государства и был ожесточенным противником воссоединения новгородских земель с Великим Московским княжеством.
Евфимий проводил в городе и окрестностях большое строительство. Он обновил и украсил Софийский собор, поставил Владычную (Грановитую палату), возвел Часозвонню, перестроил «на старой основе» несколько церквей.
С пребыванием Евфимия архиепископом Новгородским начался расцвет монастыря: постройка первых каменных храмов (не сохранились до наших дней), расширение владений монастыря вплоть до земель в нынешней Карелии.
В 1458 году покровитель Вяжищского монастыря новгородский архиепископ Евфимий II умер. Монахи пышно обставили захоронение архиепископа здесь же, в монастыре, чтобы сделать его местом поклонения многочисленных паломников.
Пошли разговоры о том, что камень на могиле Евфимия приносит исцеление от болезней, как и вериги его.
Особую красоту, яркую отличительную черту среди других монастырей новгородской земли, ансамблю Вяжищского монастыря придают изразцы.
Они используются как вставки на галереях, введены в декор крылец, применены в нишах стен, в обрамлении окон и двери, проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестничных всходов, барабанов глав.
Примечание:
Изразцы (Кафель от нем. Kachel) — керамические (глиняные) плитки специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др.
Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие прозрачной цинковой глазурью или непрозрачными оловянными эмалями (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец).
Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.Плитка изразца оттискивалась в деревянной форме, румпа формировалась на гончарном круге, изразец обжигался в горне. (Википедия).
Однако, богато украшены изразцами стены зданий Николо-Вяжищскогого монастыря.
Рисунки на изразцах зданий монастыря очень многообразны. Где-то даже напоминают так называемое «наивное искусство». Но, конечно, стоит походить и подивиться различием рисунков на оформлении окон и колокольни, например.
Исследователи разделяют вяжищские изразцы на 3 группы: небольшие по размерам с мелким рисунком, печные (21,5х22,5), помещенные высоко в основании на крыльцах и галереях Никольского собора, средние (30,5х31,5) и большие (37,5х38), используемые специально для декора фасадов.
Встречаются изразцы, представляющие собой плитки, соединенные под прямым углом, изразцы со средним углом, которые применялись при украшении оконных наличников.
Монументальная вяжищская керамика характерна четкими и яркими рисунками, хорошо видными, даже если плитки размещены на большой высоте.
На небольших изразцах чаще всего изображались цветочные букеты в вазоне и геометрические фигуры.
Средние и большие изразцы более разнообразны по рисункам: на плитках единорог (в восьмерике колокольни), двуглавый орел ( в верхней фризе второго яруса трапезной), крест, ваза с крупным цветком-плодом и т.д.
Это многообразие сюжетов особенно заметно на церкви Иоанна Богослова. Причем нижний ярус ее, где размещались служебные и хозяйственные помещения, свободен от изразцов, второй же ярус буквально поражает обилием изразцовых украшений, подчеркивающих значимость верхнего этажа.
Еще немного пройдемся по территории монастыря. Для потенциальных посетителей с фотоаппаратами — у входа есть табличка, где требуют (просят?) оплачивать фото- и киносъемку (сначала 30 и 70 рублей, соответственно, дальше — 50 и 100). Никто не прибежал к нам требовать деньги, хотя у входа стоит ящик для пожертвований.
В лучах майского солнца купола смотрятся по-другому.
Колокольня — всегда выдающееся строение. А здесь еще и с украшением изразцами.
И одуванчики, конечно. В мае — они повсюду.
В начале XVII века во время шведского нашествия монастырь пострадал, но по окончании иноземной оккупации, пользуясь особым покровительством царя Михаила Федоровича, быстро восполнил свои богатства.
К этому периоду истории монастыря относятся сохранившиеся до наших дней постройки: Никольский собор (1681-1683 гг.), трапезная с церквами Иоанна Богослова и Вознесения (1694-1698 гг.), галерея, соединяющая их и имеющая два парадных крыльца.
В начале XVIII века в северной части монастыря были построены два каменных корпуса: двухэтажный с кельями для братии и одноэтажный хозяйственный.
Первоначально монастырский ансамбль окружала деревянная ограда. В начале XIX века её заменила каменная. (http://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod_region/vyazhishe/)
А теперь на Рюриково городище или просто Городище.
На карте: