Продолжаем поездки по Ленинградской области. Это всегда что-то новое и интересное даже в местах, где мы уже побывали ранее.
И в качестве рекламы для земляков, еще не решившихся на столь дальние-дальние путешествия: Крепости Ленинградской области, Зеленогорск — у кирхи, Приморск, Рождествено и карстовые пещеры, Выра — дом станционного смотрителя, водопады — Саблинский и Тосненский.
А мы в этот раз проедем по знакомым местам — вдоль берега Ладоги немного на север. Начиная от крепости Орешек.
В этот раз не поехали на остров, хотя уже бывали там раньше. Но и от пристани Шлиссельбурга, и от Петрокрепости (поселок им. Морозова) исправно курсируют пассажирские катера.
Посмотрим на Орешек с правого берега Невы.
Государева башня крепости Орешек: квадратная в плане башня возведена в XVI веке. На ней в 1702 году укреплен ключ — символ крепости Шлиссельбург («Ключ-город»). Восстановлена в 1983 году
От пристани в Петрокрепости другой вид на Орешек. Но цена та же, что из Шлиссельбурга — 250 рублей. Все-таки дороговато за минутную поездку.
А там уже и простор Ладоги. И конечно, множество рыбаков на озере.
Посмотрим, что за переправа такая в Петрокрепости.
Да, три года назад мелкие частные катерочки поменьше брали.
Нужно обязательно заехать на железнодорожную станцию «Петрокрепость» — в апреле не получилось увидеть знаменитый паровоз , доставивший первый поезд на Большую землю после прорыва Блокады.
В преддверии 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне коллектив Октябрьской железной дороги выступил с инициативой организовать проведение работ по реставрации одного из крупнейших мемориальных объектов магистрали — исторического паровоза Эм 721-83 на станции Петрокрепость.
Паровоз был построен в 1933 году на Брянском паровозостроительном заводе, приписан к депо Ленинград-сортировочный-Московский, в 1943 году вошел в состав 48-й колонны паровозов особого резерва НКПС.
Этот паровоз работал на Дороге Победы до полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года, а 7 февраля 1943 года его вели старший машинист П. Федоров, машинисты А. Петров, И. Волков, помощники машинистов Н. Серяков, А. Дубровский и А. Путренко, кочегары А. Цыганков, С. Константинов, П. Ошев.
В поездной бригаде были главные кондукторы Ф. Дыдышко и И. Гришин, старшие кондукторы М. Иванов и Л. Иванова, вагонные мастера В. Пылин и А. Рыжов. Политрук поезда — В. Акимов.
В 1973 году паровоз находился на станции Малая Вишера, откуда по инициативе ветеранов, участников Дороги Победы был доставлен на станцию Петрокрепость.
Едем дальше — Коккорево и мемориал «Разорванное кольцо».
20 ноября 1941 года от Коккорево в Кобону (на противоположном берегу озера) за продовольствием отправился первый конный обоз из 350 саней.
А 22 ноября отправилась первая колонна автомашин ГАЗ-АА (или полуторки). В первую блокадную зиму ледовая дорога проработала 152 дня — до 24 апреля — за это время было эвакуировано более 550 тысяч человек и перевезено более 300 тысяч тонн продовольствия, боеприпасов и других грузов.
Сейчас у мемориала «Разорванное кольцо» установлен Вечный огонь.
Здесь, видимо подводят газ для огня Мемориала. Обратите внимание, первая надпись на китайском. Наверное, много китайских товарищей привозят сюда турфирмы.
Станция «Ладожское озеро». Интересная архитектура закрытого вокзала.
Грузовой Эш-4375 построен в 1923 году в Швеции на заводе «Нюдквист и Гольм» по чертежам Луганского завода. В тяжелых условиях блокады Ленинграда, голодные, под обстрелами и бомбежками, бригады машинистов-комсомольцев В.Елисеева, В.Еледина и А.Самойлова обеспечивали воинские перевозки, эвакуацию и подвоз продуктов на линии Ладожское Озеро-Ленинград.
В городе не было электричества, воды и отопления. Комсомольские бригады паровоза водили поезда с торфом для единственной электростанции, работавшей в Ленинграде в самый тяжелый период блокады 1941-1942 годов.
Побродим немного по берегу Ладоги у станции.
И последняя на этот день остановка — у Осиновецкого маяка.
В 1910 году на мысе Осиновец был заложен маяк. Построен в 1911 году. Тогда здесь образовался одноименный поселок, ныне называемый «Ладожское озеро». Также называется и железнодорожная станция — конечная станция всеволожской железнодорожной ветки. Высота маяка — 70 метров.
Ко времени начала блокады Ленинграда 8 сентября 1941 года на западном побережье, ближайшем к городу, еще не было никаких пристаней. Это было связано со сложными навигационными условиями Ладоги. Именно в связи с ними еще в петровские времена был построен Староладожский канал — часть Вышневолоцкого пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем.
Но уже 12 сентября к маяку Осиновец прибыли из Новой Ладоги первые баржи, груженые зерном и мукой. Маяк Осиновец находится недалеко от сухопутной части Дороги жизни — у 44 километра.
Кое-что изменилось с тех пор, как мы побывали здесь три года назад. Например, облагороженный пляж.
И кафе (там подают копченую рыбу с рисом — и палочки при этом), куда турфирмы водят на обед японских или китайских товарищей. Все очень стильно.
И по традиции — разнообразная живность, повстречавшаяся во время поездки.
На карте: