После обхода внушительных стен Кирилло-Белозерского монастыря едем в Ферапонтово. И дождь вроде прекратился временно.
Среди самых известных монастырей Русского севера — Богородице-Рождественнский Ферапонтов монастырь. Расположен он в 20 километрах к северо-востоку от Кириллова.
Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.
Входом в монастырь служат Святые врата, разделяющие два мира – земной и иной, монашеский. Две разновеликие арки ворот служат для обыденного и праздничного входа в монастырь.
Над Святыми воротами сооружены две церкви – Богоявления и преподобного Ферапонта. Они уникальны полной сохранностью всех элементов своей архитектуры.
Являясь типичным образцом шатровых построек XVII века, выделяются неповторимостью и живописностью увенчанного двумя стройными шатрами объема.
Вместе с примыкающей с юга казенной палатой Святые врата с надвратными церквями образуют главный фасад Ферапонтова монастыря.
Во время ссылки в монастыре патриарха Никона в 1666–1676 годах церковь Богоявления с 1668 г. была его домовой церковью. Здесь вел службу, находившийся вместе с Никоном, полуслепой поп Варлаам, так как бывший патриарх был лишен священнического сана.
Основатель монастыря, преподобный Ферапонт, родился в подмосковном Волоколамске в 1337 году и был выходцем из боярского рода Поскочиных. В юности он постригся в монахи в московском Симоновым монастыре.
История Ферапонтова монастыря начинается в 1397 голу, когда двое монахов — Кирилл и Ферапонт — вышли из Москвы в Белоозеро, чтобы основать новые обители и проповедовать слово Божье.
Добравшись до Сиверского озера, они основали на его берегах прославленный Кирилло-Белозерский монастырь.
Но через год друг и сподвижник святого Кирилла Белозерского, Ферапонт, ушел дальше и в 20 верстах от обители основал новый монастырь. Выстроен он был на холме между двух озер — Бородаевским и Пасковым, которые соединяет маленькая и шумная речка Паска, не замерзающая даже в сильные морозы.
На противоположном от монастыря берегу речки находилось село, позже названное Ферапонтово. Через 11 лет после основания новой обители Ферапонт оставил монастырь своим ученикам и ушел в Можайск, где онсовал новый монастырь, названный Лужецким.
В конце XV века, после пожара 1488 года в монастыре началось каменное стрительство. В 1490 году была возведена церковь Рождества Богородицы — древнейшее здание монастыря.
Монастырь играл активную роль и в общественно-политической жизни государства. Так, в 1447 году настоятель Мартиниан оказал поддержку сосланному на Белоозеро великому князю Василию II Темному. В XV веке Ферапонтов монастырь стал традиционным местом поклонения и вкладов московских великих князей и знатных бояр.
В 1528 году монастырь посетил великий князь московский Василий III со своей женой Еленой Глинской, во время поездки по северным обителям и моления о даровании наследника.
Их долгожданный сын, государь Иван IV побывал в Ферапонтовом монастыре в 1547 и в 1551 годах и щедро одарил его деньгами и разнообразной утварью.
На колокольне не очень чисто и аккуратно.
А вокруг лето — или самое его начало. Хорошо!
А внимательные зрители, смотревшие новый фильм «Монах и бес» увидят, что какие-то кадры снимались в Ферапонтовом монастыре — взять хоть ограду или Благовещенскую церковь.
В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Замечательный древнерусский иконописец Дионисий (ок.1440-1502 г), представитель московской иконописной школы, работал нередко в большой артели со своими сыновьями: Феодосием, Владимиром и Андреем.
Фрески Дионисия отличаются высочайшими художественными достоинствами и занимают исключительное место в древнерусской живописи. Уникальны они удивительной сохранностью.
Нигде более на Руси не сохранились практически без изменения фрески великого мастера. На стену наносили слой штукатурного левкаса. (Левкас — в иконописи название грунта, представляющего собой мел, размешанный на животном или рыбьем клею с добавлением льняного масла.)
По нему острыми инструментами процарапывалась «графья» — контур будущего изображения, затем жидкой краской выполняли общий рисунок.
А уже после этого шли сами живописные работы, при этом нужно было выполнить роспись быстро, пока не высох штукатурный левкас.
Детальная прорисовка ликов и одеяния шла уже по сухому слою темперой. В работах Дионисия нет резких контрастов, цветовая гамма приглушена и сам цвет берется не в полную силу.
Работы великого мастера в Рождественском соборе подводит своеобразыный итог целой эпохи русской живописи.
Распогодилось. Ненадолго. Посмотрим на озеро у Ферапонтова монастыря и югу.
Еще одна достопримечательность поблизости — Ильинская церковь.
Церковь Ильи Пророка Цыпинского погоста — деревянная церковь, расположенная рядом с деревней Цыпино, на расстоянии 1,5 км от села Ферапонтово в прямой видимости от Ферапонтова монастыря.
Стоит на восточном берегу небольшого Ильинского озера у подножия Цыпиной горы, на территории, относящейся к национальному парку «Русский Север».
Имеет статус филиала Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
По траве ходить осторожно — змеи!
И немножко июньской природы. Это утешает в преддверии заморозков и первого снега.
Земляника скоро-скоро.
Возвращаемся в Кириллов, а затем в Череповец. Пока путешествие по Белозерью заканчиваем.
На карте: