Заканчиваем увлекательную (несмотря на время года) прогулку по дворцово-парковому ансамблю Гомеля.
Пройдемся по улице Комиссарова до автомобильного моста через реку Сож — здесь уже нет пышного великолепия парка и дворца. Обычная улица с одноэтажными домами. Еще есть больница Скорой помощи.
Посмотрим на Ильинскую церковь — действующая старообрядческая церковь в г. Гомеле (Беларусь), памятник белорусского деревянного зодчества конца XVIII века, историко-культурная ценность республиканского значения (2-я категория). Относится к Санкт-Петербургской и Тверской епархии Русской православной старообрядческой церкви.
Современный храм был возведён в 1773—1774 годах и освящён 28 сентября 1794.
В первой половине XIX века при храме существовал смешанный, мужской и женский скит староверов. В 1850 году скит и церковь были закрыты, с 1852 года церковь вновь стала действующей, в 1853 основан единоверческий приход. Вскоре вновь стала старообрядческой. Действовала в советское время.
После возвращения из Турции Емельян Пугачёв приезжал за помощью в гомельскую старообрядческую общину и дважды приходил молиться в эту церковь.
Еще раз спустимся к реку Сож — очень уж длинная в Гомеле набережная — как в Петрозаводске.
Пустынная набережная в февральский понедельник.
Но не столь пустынна сама река. Рыбаки — всегда рыбаки. Ловят свою самую хорошую рыбу на радость себе (и, если повезет, родственникам что-нибудь останется).
На мосту улицы Фрунзе тоже пробок не наблюдается. Зато — солнце, лед, февраль.
Делаем петлю — от набережной пройдем по Пролетарской улице обратно к парку.
Немного об истории тех мест, где мы проходили:
На Пролетарской, в нынешнем здании городского Центра занятости, бывшем здании лесного института, разместилась немецкая военно-полевая комендатура. На углу Плеханова и Моисеенко, на том месте, где еще недавно находился районо Центрального района — тайная полевая полиция. Здесь немцы и их местные пособники пытали и расстреливали, трупы хоронили зачастую прямо в огородах. Характерно, что буквально в нескольких сотнях шагов от нее находилась и конспиративная квартира гомельского антифашистского подполья. В сохранившемся до сих пор доме Плеханова, 46, подпольщики изготовили бомбу, которую старший лейтенант Иван Шилов в ноябре 1941 года пронес в ресторан на улице Румянцевской, где гуляли немецкие офицеры.
https://news.tut.by/society/416603.html
Возвращаемся в парк. В его южной части парка есть разные аттракционы. Как и в любом парке культуры и отдыха нашей бывшей большой страны. Аттракционы выглядят красиво, но пока зимой не работают.
Возвращаемся ко дворцу. И находим новые интересные объекты. Обзорная башня и Зимний сад. К сожалению, был санитарный день, и мы не попали.Ни в башню, ни в Зимний сад. Вот они, понедельники-то.
26 ноября в 2015 году состоялось открытие обновленной башни обозрения, которая находится в южной части парка недалеко от Зимнего сада. Эти два сооружения, разделенные некоторым расстоянием, тем не менее, связаны общей историей, которая восходит к середине XIX века.
С 1840-го года здание Зимнего сада служило одним из наземных корпусов сахарного завода владельца гомельского имения Ивана Федоровича Паскевича. В подземном помещении производственного корпуса находилась котельная, дававшая энергию пара машинам.
Для отвода продуктов горения и создания тяги для топки на высоком берегу реки Сож была возведена высокая кирпичная вытяжная труба.
Для отвода продуктов горения и создания тяги для топки на высоком берегу реки Сож была возведена высокая кирпичная вытяжная труба.
По желанию нового владельца гомельского имения Федора Ивановича Паскевича производство сладкого продукта перешло в Добруш. И в начале 1880-х годов постройки сахарного завода были частично переоборудованы и приспособлены под объекты паркового назначения, которыми являются и в настоящее время. В наземном производственном корпусе разместилась оранжерея — «Зимний сад», вытяжная труба после реконструкции стала использоваться как башня обозрения.
Башня обозрения выполняла роль паркового объекта на протяжении всего советского периода. В годы Великой Отечественной войны строение пострадало от обстрелов. Следы попадания осколков и пуль сохранились до настоящего времени.
Еще посмотрим на голубя с кормушкой- и снова вниз — к реке.
Ротонда — уже с другой стороны оврага. Видна башня Паскевича.
Спускаемся. На Лебяжьем пруду нет ни лебедей, ни фонтанов. Но есть красивый мост.
Подождем фонтанов из избушки летом.
И, конечно, замечательные скульптуры на набережной. Скульптура «Прогулка с борзыми» — князь Федор Паскевич и его любимые борзые Лорд и Марко.
Как же хорошо и благостно пресмыкаться перед бывшими хозяевами (хоть Радзивиллами, Паскевичами, или Романовыми).
И в конце прогулки — символ Гомеля. Старая легенда о прибытии первых поселенцев в эти места воплотилась в скульптуре.
По мнению некоторых исследователей, название Гомеля может происходить и от имени основателя рода, вождя радимичей Гомия, поселившегося на территории нынешнего города.
Менее правдоподобной, но красивой и заслуживающей внимания является легенда о плотах, которые справляли по реке Сож. Предупреждая друг друга об отмелях, плотогоны выкрикивали: «Го! Мель!». Так и закрепилось за поселением, выросшим на берегу реки, название Гомель.
Спустя много веков на месте переправы, по которой сплавлялись плотогоны и звучно выкрикивали «Го! Мель!», раскинулся городской парк.
В 2007 году на берегу реки Сож, на Киевском спуске была установлена скульптурная композиция «Лодочник», созданная по мотивам городской легенды об основании места и ставшая воплощением первого поселенца будущего Гомеля. С колчаном и стрелами за спиной, гордо и смело глядит лодочник на город, а рядом с ним спокойно лежит рысь – символ Гомеля. (http://belarus-travel.by/blog/shagaya-po-rodine/legendy-gomelya-po-mestam-pervoproxodcev/)
Теперь посмотрим всякое интересное в самом городе. Поднимаемся.
А грачи ждут весну. Как и мы все.
На карте: