Продолжаем осмотр великолепного дворцово-паркового ансамбля в Гомеле, расположенного на высоком берегу реки Сож. Вокруг Петропавловского собора побродили, теперь двигаем в сторону дворца Румянцевых-Паскевичей.
В 1775 году Екатерина II пожаловала гомельское староство (административно-территориальная единица в государственных владениях Речи Посполитой ) графу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому — герою русско-турецкой войны 1768-1774 годов. А также выделила из казны средства на строительство дворца в Гомеле — на месте деревянного замка гомельского старосты Михаила Чарторыйского.
Работа над проектом дворца началась в 1777 году, строительство началось в 1785 году и завершилось в 1794 году. Построенный дворец стал одним из ранних образцов русского палладианства (ранней формы классицизма).
После смерти Румянцева дворец унаследовал его сын — известный дипломат, государственный деятель и меценат Николай Румянцев.
Николай Петрович Румянцев пригласил из Англии архитектора Джона Кларка (John Clarke), который жил и работал в Гомеле с 1800 по 1826 годы. Кларк не только перестроил дворец Румянцева, но также реализовал проект Петропавловского собора.
Николай Румянцев хранил во дворце богатейшую коллекцию книг, которая после его смерти стала основой для создания Российской государственной библиотеки в Москве.
После смерти Николая Петровича Румянцева в 1826 году дворец перешел другому сыну графа Румянцева-Задунайского — Сергею Петровичу. Вот как писал пронего князь Вяземский в «Старой записной книжке»:
«Богатый граф Румянцев, блестящий вельможа времен Екатерины, человек отменного ума, большой образованности, любознатель по всем отраслям науки, был до глубокой старости подвержен этой страсти, которой предавался, так сказать, запоем.
Он запирался иногда дома на несколько дней с игроками, проигрывал им баснословные суммы и переставал играть впредь до нового запоя«.
Карточные долги вынудили Сергея Петровича распродавать отцовские имения. В 1822 году была продана Сергиевка близ Петергофа (названная так во его имени), а в 1834 году в казну отдани и Гомельская резиденция.
За 800 тысяч рублей дворец был выкуплен известным русским полководцем, генерал-фельдмаршалом Иваном Федоровичем Паскевичем. При нём в 1837—1851 годах под руководством польского архитектора Адама Идзковского была осуществлена реконструкция дворца и разбит великолепный парк.
Южный флигель дворца был разобран до основания — на его месте Идзковский возвёл четырёхэтажную башню (с 1850 по 1851 годы). Башня высотой 32 метра имела часовой механизм на последнем этаже, а также веранду с балконом.
Это сооружение, которое несколько выбивается из общей архитектуры здания, создавалось как личная резиденция Паскевича. Здесь располагалась библиотека хозяина дома, хранилась богатая коллекция произведений искусства.
Ротонда стоит на краю обрыва — здесь очень глубокий овраг, а внизу Лебяжий пруд.
Очень соблазнительно покататься с такой крутой горки (для некоторых граждан). Но нельзя.
И подписи к интересным деревьям в парке можно почитать. Дуб черешчатый или попросту Дуб обыкновенный.
Теперь посмотрим на дворец с другой стороны.
Последние владельцы усадьбы — сын фельдмаршала Федор Паскевич и его супруга Ирина. После революции дворец был конфискован и его коллекции стали основой созданного в 1919 году Гомельского областного краеведческого музея.
Пострадавший во время Великой Отечественной войны дворец был восстановлен после победы и в нём разместились музей и Дворец пионеров. Во второй половине 1990-х годов он был полностью передан музею.
В 1995 году было принято решение о проведении реставрационных работ, в результате которых были воссозданы интерьеры комнат дворца XVIII—XIX веков.
В 1996 году в парке напротив дворца был установлен памятник Николаю Румянцеву. На памятнике Румянцев запечатлён с планом перестройки города, на котором крестом отмечен будущий Петропавловский собор. Памятник украшает герб рода Румянцевых с девизом «Не только оружием»
И еще о башне.
В настоящее время в башне расположена музейная экспозиция «Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи». Открыта 3 июля 2003 г.
Размещенные на трех этажах башни подлинные экспонаты (картины, скульптура, художественная бронза, оружие, личные вещи) позволяют показать историю Гомеля, дворца и парка конца XVIII — начала XX веков, раскрыть роль владельцев Гомельского имения Румянцевых и Паскевичей в создании дворцово-паркового ансамбля и формировании нового облика Гомеля, реконструировать некоторые из интерьеров дворца. (http://www.palacegomel.by/index.php?do=static&page=palace)
Еще диковинное дерево в парке. Диво дивное.
А теперь посмотрим, что же интересное есть наверху.
Перво наперво — флаг Гомельской области:
На зелёном поле французского щита серебряный крест, разделяющий поле щита на девять частей, которые символизируют разнообразие региональных географических и историко-культурных особенностей края.
В центре композиции – изображение герба города Гомель XIX века. Четыре поля по сторонам от него несут главные элементы гербов, наиболее древних и важных для истории городов области: Турова (верхнее поле), Рогачёва (правое поле), Мозыря (левое поле), Речицы (нижнее поле).
Изображение серебряного креста не случайно – это древний городской символ города Гомель XVI века. В центре изображён герб Гомеля, утверждённый 23 декабря 1856 года. Щит венчает большая городская корона золотого цвета. Щит обрамлён двумя золотыми дубовыми ветвями с желудями, увитыми и соединенными красной орденской лентой. (http://gomelstreet.info/geraldika-goroda-gomel/)
В январе 2007 года на фронтоне дворца были установлены шесть античных скульптур, которые появились после реконструкции дворца при Иване Паскевиче, проведённой Адамом Идзковским, были убраны в январе 1856 года по приказу Фёдора Паскевича, а затем пропали в период войн.
Скульптуры Еврипида, Афродиты, Афины, Ареса, Нимфы и Бахуса выполнены из мраморной крошки, белого цемента и кварцевого песка, весят 1000—1300 килограмм.
Ну что же, пора и дальше — впереди еще много интересного.
На карте: