Продолжаем наше путешествие по Эрмитажу — пока только в разделе Голландское и Фламандское искусство. Погрузимся в мир Голландии, столь непохожий на Россию XVII столетия.
Не только милые жанровые сценки со множеством деталей описывали голландские художники, но и библейские истории рассказывали в красках.
В одном из библейских рассказов повествуется о некогда правящем Израилем царе Ахаве. Его женой восхвалялись языческие боги. Под её влиянием Ахав построил храм языческому идолу Ваалу. Уже в скором времени народ Израиля предался служению языческим богам.
Увидев это, Господь решил наказать царя, наслав на город сильную засуху и голод. Оповестить Ахава был послан пророк Илия. Передав слова Господа, Илия отправился в Иорданскую пустыню. Пищей пророку служили хлеб и мясо. Еду приносили вороны, по утрам и вечерам. Источником воды был небольшой ручей. В скором времени засуха иссушила ручей.
Старик-пророк, вороны в небу, сарайчик, похожий на дачный туалет.
Мирная сценка. Город, переправа, лодчонки. Все дышит покоем.
Ныне: Арнем — община и город на востоке Нидерландов, стоит на Рейне, административный центр провинции Гелдерланд.
В XIX веке стал модным курортным городом, славящимся своей живописностью. Здесь, как и в Гааге, поселились богачи из бывших «сахарных баронов» или плантаторов, приехавших из заокеанских колоний. Даже сейчас город славится своими парками и зелеными насаждениями.
А мы посмотрим на Рейн 17 века.
Никакой куртуазности и тишины. Просто пьяная драка. Бьют, чем придется. Жестокая схватка.
Еще жанровая сценка — «Чтение письма». Как же! Новости! Кто-то умиляется, кто-то раздумывает над услышанным, кому-то скучно, кто-то поглощен чтением. Общество, не бедное, конечно
Не все же на пейзажи и на драки смотреть. И азартные игры попали в историю не только благодаря литературе («Пиковая дама» и пр.), но и живописи.
Трик-трак — французская игра, где шашки по доске передвигают по числу очков, выпавших на костях.
Офицеры хорошо и модно одеты (и гольфы не рваные, кружева отбелены). То ли в увольнении, то ли на службе развлекаются.
И еще натюрморт. Что может быть естественнее, понятнее и приятнее для «человека, удовлетворенного полностью и желудочно», чем природа и ее плоды?
Поспорим:
Одно из лучших произведений Халса — эрмитажный «Мужской портрет»—относится к позднему периоду творчества живописца. Изображен мужчина средних лет, закутанный в широкий черный плащ. Он сидит, лихо подбоченясь, и смотрит свысока, и даже несколько презрительно. На губах его играет скептическая улыбка, глаза слегка прищурены. Зритель отчетливо сознает, что перед ним человек, мировосприятие которого окрашено скепсисом и пессимизмом.
(http://www.kulturamira.ru/txt/23hals.shtml)
Скепсис — да, но и самоуверенность. Никакого пессимизма. Все будет, как он захочет.
Еще один интересный портрет. Голландский типаж и не кричащее богатство — всего-то жемчужная цепь. Но по нынешним временам дама выглядит, действительно, очень скромно и достойно. А что у нее на душе, кто знает…
А теперь в конце посмотрим на крупные формы (во всех смыслах).
Целый зал, посвященный Рубенсу.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)— нидерландский (фламандский) живописец, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Творческое наследие Рубенса насчитывает около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с учениками и коллегами, крупнейшим из которых был Антонис ван Дейк.
Мощная аллегория Рубенса «Союз Земли и Воды». История, политика и живопись идут рука об руку.
Монументальное полотно является одной из аллегорических композиций, раскрывающих гражданские и творческие позиции художника.
В теме союза двух стихий воплотилась мечта фламандцев о снятии голландской блокады с устья Шельды, выходе к морю, и связанные с этим событием надежды на возрождение страны.
В наше время аллегория воспринимается более широко, как единение стихий Земли и Воды, женского и мужского начала. Богиня Земли, которую готова увенчать Виктория, предстаёт пышнотелой фламандкой с рогом изобилия в правой руке.
Её левую руку сжимает Нептун, вооружённый своим трезубцем.
У их ног трубит в раковину поднявшийся из морских глубин Тритон. В струях низвергающейся воды плещутся два младенца. Картину отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм. История и аллегория, жизнь и легенда, человек и природа предстают в картине в нерасторжимом единстве.
Рубенса, конечно, можно смотреть бесконечно долго. Тем более, что напротив полотен установлены скамью, позволяющие и насладиться искусством, и отдохнуть уставшим ногам посетителей музея.
И напоследок — еще жанровая сценка. «Деревенский праздник».
В Государственном Эрмитаже хранится одна из лучших коллекций в мире произведений знаменитого фламандского живописца Давида Тенирса Младшего. Свыше сорока картин, относящихся к поре расцвета, демонстрируют основные грани творчества художника и позволяют раскрыть своеобразие его стиля. Давид Тенирс Младший часто изображал деревенские праздники. В Эрмитаже находятся два произведения на эту тему, созданные в 1646 и 1648 гг.
Опять таки, множество деталей: дебошира выталкивают за ворота двора, песня поется, танец пляшется, за столом хорошо говорится и сплетничается. И все на одной картине. Как говорят после просмотра наших отечественных современных кинокомедий — узнаваемые персонажи. Только в отличие от так называемых кинокомедий — все без пошлости и грязи.
На этот раз покидаем замечательных голландских и фламандских мастеров живописи. Пройдем к выходу. Но и там встречаем уже античное искусство.
Это уже в следующий раз.