В Эрмитаже. Голландцы и фламандцы. Продолжение.

Продолжаем наше путешествие по Эрмитажу —  пока только в разделе Голландское и Фламандское искусство. Погрузимся в мир  Голландии, столь непохожий на Россию XVII столетия.

Не только милые жанровые сценки со множеством деталей описывали голландские художники, но и библейские истории рассказывали в красках.

В одном из библейских рассказов повествуется о некогда правящем Израилем царе Ахаве. Его женой восхвалялись языческие боги. Под её влиянием Ахав построил храм языческому идолу Ваалу. Уже в скором времени народ Израиля предался служению языческим богам.

Увидев это, Господь решил наказать царя, наслав на город сильную засуху и голод. Оповестить Ахава был послан пророк Илия. Передав слова Господа, Илия отправился в Иорданскую пустыню. Пищей пророку служили хлеб и мясо. Еду приносили вороны, по утрам и вечерам. Источником воды был небольшой ручей. В скором времени засуха иссушила ручей.

Старик-пророк, вороны в небу, сарайчик, похожий на дачный туалет.

Государственный Эрмитаж. Абрахам Блумарт. Пейзаж с пророком Илией. 1615.

Государственный Эрмитаж. Абрахам Блумарт. Пейзаж с пророком Илией. 1615.

Мирная сценка. Город, переправа, лодчонки. Все дышит покоем.

Ныне:  Арнем — община и город на востоке Нидерландов, стоит на Рейне, административный центр провинции Гелдерланд.

В XIX веке стал модным курортным городом, славящимся своей живописностью. Здесь, как и в Гааге, поселились богачи из бывших «сахарных баронов» или плантаторов, приехавших из заокеанских колоний. Даже сейчас город славится своими парками и зелеными насаждениями.

А мы посмотрим на Рейн 17 века.

Государственный Эрмитаж. Саломон ван Рейсдал. Переправа на пароме в окрестностях Арнема.

Государственный Эрмитаж. Саломон ван Рейсдал. Переправа на пароме в окрестностях Арнема.

Никакой куртуазности и тишины. Просто пьяная драка. Бьют, чем придется. Жестокая схватка.

Государственный Эрмитаж. Адриан ван Остаде. Драка. 1637.

Государственный Эрмитаж. Адриан ван Остаде. Драка. 1637.

Еще жанровая сценка — «Чтение письма». Как же! Новости! Кто-то умиляется, кто-то раздумывает над услышанным, кому-то скучно, кто-то поглощен чтением. Общество, не бедное, конечно

Государственный Эрмитаж. Якоб ван Велзен. Чтение письма. 1644.

Государственный Эрмитаж. Якоб ван Велзен. Чтение письма. 1644.

Не все же на пейзажи и на драки смотреть. И азартные игры попали в историю не только благодаря литературе («Пиковая дама» и пр.), но и живописи.

Трик-трак — французская игра, где шашки по доске передвигают по числу очков, выпавших на костях.

Офицеры хорошо и модно одеты (и гольфы не рваные, кружева отбелены). То ли в увольнении, то ли на службе развлекаются.

Государственный Эрмитаж. Виллем Дейстер. Офицеры, играющие в трик-трак. 1630.

Государственный Эрмитаж. Виллем Дейстер. Офицеры, играющие в трик-трак. 1630.

И еще натюрморт. Что может быть естественнее, понятнее и приятнее для «человека, удовлетворенного полностью и желудочно», чем природа и ее плоды?

Государственный Эрмитаж. Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с фруктами. 1637.

Государственный Эрмитаж. Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с фруктами. 1637.

Поспорим:

Одно из лучших произведений Халса — эрмитажный «Мужской портрет»—относится к позднему периоду творчества живописца. Изображен мужчина средних лет, закутанный в широкий черный плащ. Он сидит, лихо подбоченясь, и смотрит свысока, и даже несколько презрительно. На губах его играет скептическая улыбка, глаза слегка прищурены. Зритель отчетливо сознает, что перед ним человек, мировосприятие которого окрашено скепсисом и пессимизмом.

(http://www.kulturamira.ru/txt/23hals.shtml)

Скепсис — да, но и самоуверенность. Никакого пессимизма. Все будет, как он захочет.

Государственный Эрмитаж. Франс Халс. Мужской портрет. 1666.

Государственный Эрмитаж. Франс Халс. Мужской портрет. 1666.

Еще один интересный портрет. Голландский типаж и не кричащее богатство — всего-то жемчужная цепь. Но по нынешним временам дама выглядит, действительно, очень скромно и достойно. А что у нее на душе, кто знает…

Государственный Эрмитаж. Паулюс Морелсе. Портрет молодой женщины с жемчужной цепью.

Государственный Эрмитаж. Паулюс Морелсе. Портрет молодой женщины с жемчужной цепью.

А теперь в конце посмотрим на крупные формы (во всех смыслах).

Целый зал, посвященный Рубенсу.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)— нидерландский (фламандский) живописец, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Творческое наследие Рубенса насчитывает около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с учениками и коллегами, крупнейшим из которых был Антонис ван Дейк.

Государственный Эрмитаж. Рубенс. Снятие с креста.

Государственный Эрмитаж. Рубенс. Снятие с креста.

Мощная аллегория Рубенса «Союз Земли и Воды». История, политика и живопись идут рука об руку.

Монументальное полотно является одной из аллегорических композиций, раскрывающих гражданские и творческие позиции художника.

В теме союза двух стихий воплотилась мечта фламандцев о снятии голландской блокады с устья Шельды, выходе к морю, и связанные с этим событием надежды на возрождение страны.

В наше время аллегория воспринимается более широко, как единение стихий Земли и Воды, женского и мужского начала. Богиня Земли, которую готова увенчать Виктория, предстаёт пышнотелой фламандкой с рогом изобилия в правой руке.

Её левую руку сжимает Нептун, вооружённый своим трезубцем.

У их ног трубит в раковину поднявшийся из морских глубин Тритон. В струях низвергающейся воды плещутся два младенца. Картину отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм. История и аллегория, жизнь и легенда, человек и природа предстают в картине в нерасторжимом единстве.

Государственный Эрмитаж. Рубенс. Союз Земли и Воды.

Государственный Эрмитаж. Рубенс. Союз Земли и Воды.

Рубенса, конечно, можно смотреть бесконечно долго. Тем более, что напротив полотен установлены скамью, позволяющие и насладиться искусством, и отдохнуть уставшим ногам посетителей музея.

И напоследок — еще жанровая сценка. «Деревенский праздник».

В Государственном Эрмитаже хранится одна из лучших коллекций в мире произведений знаменитого фламандского живописца Давида Тенирса Младшего. Свыше сорока картин, относящихся к поре расцвета, демонстрируют основные грани творчества художника и позволяют раскрыть своеобразие его стиля. Давид Тенирс Младший часто изображал деревенские праздники. В Эрмитаже находятся два произведения на эту тему, созданные в 1646 и 1648 гг.

Опять таки, множество деталей: дебошира выталкивают за ворота двора, песня поется, танец пляшется, за столом хорошо говорится и сплетничается. И все на одной картине. Как говорят после просмотра наших отечественных современных кинокомедий —  узнаваемые персонажи. Только в отличие от так называемых кинокомедий — все без пошлости и грязи.

Государственный Эрмитаж. Давид Тенирс Младший. Деревенский праздник.

Государственный Эрмитаж. Давид Тенирс Младший. Деревенский праздник.

На этот раз покидаем замечательных голландских и фламандских мастеров живописи.  Пройдем к выходу. Но и там встречаем уже античное искусство.

Это уже в следующий раз.

Государственный Эрмитаж.  Голова дака. Фрагмент монументальной статуи пленника с форума Траяна в Риме.

Государственный Эрмитаж. Голова дака. Фрагмент монументальной статуи пленника с форума Траяна в Риме.

Государственный Эрмитаж.  Юпитер. Верховный бог римлян. Конец II века.

Государственный Эрмитаж. Юпитер. Верховный бог римлян. Конец II века.

Запись опубликована в рубрике В центре Петербурга, Все краски лета, Прогулки по городу с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *