Прошли немного по Пскову, узнали о выдающихся людях, которые учились в Пскове. Снова выходим на набережную реки Великой.
И на фоне старого-старого дома видим памятник солдату Первой мировой войны.
Он установлен конце Георгиевской улицы. Открытие монумента состоялось 6 августа 2015 года и было приурочено к 100-летию подвига псковича — командира 13-й роты 26-го Землянского полка русской императорской армии подпоручика Владимира Котлинского.
В этот день в 1915 году он погиб при обороне крепости Осовец (Польша), возглавив штыковую контратаку после того, как немцы применили химическое оружие. Удары 13-ой роты сбили немцев с занятой ими позиции и повергли в бегство. Это событие вошло в истории как «атака мертвецов»
Неоднократно у винтовки похищали штык. Почти сразу после открытия памятника. Зачем и кому это нужно?
Рядом находится Георгиевская церковь или церковь Георгия со Взвоза.
Взвоз — также взъезд, подъем, например от реки, моста или перевоза.
Старая архитектура — почувствовалось Псковское средневековье. Таких церквей много в Пскове.
Церковь Георгия со Взвоза построена в 1494 году и является одним из немногих сохранившихся памятников XV века, в архитектуре которого появилось немало черт, характерных для построек следующего столетия.
Псковские летописи под 1914 годом сообщают о построении каменной церкви » … на сузвози святого георгия..». Упоминается церковь в связи с большим пожаром в Пскове и под 1539 годом. В XVI и XVII вв. церковь упоминается во многих источниках как «Егорий святой со взвоза на полонище». (http://pleskov60.ru/cerkov-georgiya-s-vzvoza.html)
Птичья драма у креста Георгиевской церкви. При желании можно усмотреть и некий символизм. Хотя, по наблюдениям, вороны более симпатичны и забавны, чем хищные и зловредные чайки.
Первое краткое описание церкви относится к 1763 году, когда по указу святейшего Синода производилась опись церквей и их вотчин. В это время церковь значится,- «на полонище близ градских георгиевских ворот».
Она каменная двухпрестольная с приделом во имя Петра-митрополита, с каменной колокольней. Главы обиты чешуею, кресты деревянные, обитые жестью. Иконостасы в главной и придельной церквях были резными деревянными, золоченными «на Иордане».
Церковь была обнесена вокруг деревянной оградой. При церкви находился «казенный двор», в котором располагались деревянные постройки: изба с сенями и «магазин «, в котором хранились казенные хлеба. (http://pleskov60.ru/cerkov-georgiya-s-vzvoza.html)
Идем опять в город — мимо знаменитой гимназии и Успенской церкви (тут уж классицизм 18 столетия).
И про таможню, которая берет дает добро.
На протяжении многих лет сотрудники таможни вместе с работниками Псковского объединенного музея-заповедника кропотливо изучали исторические корни таможенного дела на Псковской земле и нашли все-таки тот документ, который и позволил нам сразу же из детского возраста перенестись на несколько столетий вперед.
Речь идет об Уставной таможенной грамоте, выданной Пскову царем Иваном Грозным в 1550 году. Все это время она хранилась в Центральном государственном архиве древних актов в Москве, и лишь теперь стало возможным представить фрагменты этого документа широкой общественности.
Таким образом, Псковская таможня является одной из старейших, если не самой древней, российских таможен. (http://gubernia.pskovregion.org/number_4/13.php) — 2000 год.
Лето 1550 года. Указано имати государевы таможенные пошлины ао граде Пскове.
И еще о средневековой архитектуре и современном бизнесе.
В ХVII в. участок, на котором располагается двор купца Подзноева, непосредственно примыкал к Большому Псковскому Торгу, вокруг которого, как известно, концентрировались богатые купеческие дворы.
В частности, до наших времен сохранились некоторые древние строения на Романовой горке, расположенной по соседству с палатами Подзноева, — между одной из самых оживленных улиц города — Великой улицей и Торгом.
Кому кофию, кому потрапезничать, кому пива или пирогов. Локализация бизнес-проектов. Да и здание на славу.
Главное здание двора Подзноева можно отнести к первой половине ХVII в., как редчайший пример, в котором отражены конструктивные и планировочные приемы, характерные для гражданских построек еще в ХVI в.
Второе здание датируется второй половиной ХVII в. (http://pleskov60.ru/dvor-podznoyeva.html)
Псковский музей был закрыт уже, к сожалению. Поэтому мы не попали в Поганкины палаты.
Здание палат построено в 1671-1679 г.г. псковскими каменщиками по заказу крупнейшего псковского купца, второй половины ХVII в. Сергея Ивановича Поганкина.
Представитель верхушки, псковского, купечества, Поганкин часто занимал выборные должности: с 1653 г. — голова псковского кружечного двора, с 1658 г. — псковского денежного двора, с 1680 г. — московского, мытенного двора, с 1688 г. — Псковского таможенного двора.
В декабре 1679 г. он был зачислен в гостинную сотню, куда кроме него вошли два его сына — Яким и Иван и внуки Семен и Григорий.
В ХVII в. двор располагался в черте Окольного города, на Полонище, в Мокролужской сотне.
Двор имел замкнутый характер, постройки располагались по его периметру.
(http://pleskov60.ru/palaty-pogankiny.html)
Вот пока только вид на Поганкины палаты из-за забора. Значит, как-нибудь в настоящем майском мае надо будет посетить Псковский музей.
И о войне и саперах, которые не ошибаются.
О лейтенанте Корнееве Алексее Власовиче.
Сапёр. Родился в деревне Новосельбное Болоховского уезда Тульской губернии. В 1919 — 1920 годах служил в Красной Армии. Окончил Московский физкультурный техникум. В Великую Отечественную войну (1941 — 1945 годы) находился в действующей армии.
С 1944 года — командир взвода миноискателей 62-го отдельного инженерного батальона миноискателей Ленинградского фронта. Принимал участие в разминировании территории Псковского района и города Пскова, за что был награждён орденом Красной Звезды.
На главном здании Псковского государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника до настоящего времени сохранилась надпись «Дом разминирован, л-т Корнеев».
В 1945 году был уволен в запас. Дальнейшая судьба неизвестна.
А здесь можно научиться разным чудесам — Дом ремесел.
При Доме ремёсел работают студии и кружки, в которых псковичи обучаются забытому искусству наших предков.
Обучение проводят опытные педагоги и народные мастера:
плетение из лозы (преподаватель Зверев В.В., «Народный мастер Псковской области),
лоскутное шитьё (Руцкая С.И., «Мастер современного декоративно-прикладного искусства Псковской области»),
резьба по дереву и основы живописи (Коростелев А.А., резчик по дереву, художник), женские ремёсла (Рогинская В.В.),
ткачество гобеленов, основы кроя и шитья (Шульгина Л.Н.),
пластика из соленого теста, войлоковаляние (Терновская С.К.),
батик, вышивка лентой (Егорова С.В., «Мастер народного творчества Псковской области»),
ткачество поясов Пожар С.А. («Мастер народного творчества Псковской области»).
Дом ремёсел совместно с зарубежными и российскими фондами осуществил 2 проекта. Первый – студия «Народный костюм» (рук. Шульгина Л.Н.), второй — студия по изучению и возрождению псковского ткачества. Дом ремёсел совместно с Департаментом Федеральной службы занятости населения по Псковской области проводил работу по социальной поддержке и обучению безработных граждан.
В общем, разнообразные кружки и секции возвращаются. И на платной основе тоже.
Пора и отдохнуть. А утром в Кром и Мирожский монастырь. И сколько всего еще осталось посмотреть. Но Это уже в следующие поездки.
На карте:
Вашими глазами видишь, что любое время года по-своему прекрасно. Спасибо.
Спасибо, Сергей. Все пытаемся и пытаемся разглядеть прекрасное в нашем мартябре. Иногда получается.