И наш последний объект (немного успели за день) в Национальном парке «Беловежская пуща». Сходим в Музей природы. Хоть и музей, а все там, как настоящее — то, что мы не увидели в лесу.
Конечно, нас сразу же встречает зубр — этот мощный бык восточноевропейских лесов. Более 600 кг может весить такой товарищ.
Симпатичная мордашка.
На самом старте нам показывают кое-что о совсем древних временах в этих местах. Кремниевые ножы, скрабы и другие полезные приспособления для жизнедеятельности человека. Датируются 5-3 тыс. лет до нашей эры.
Вт и сами древние люди. Нечего так, одежонка-то. Отороченная мексиканским тушканом мехом бегающих поблизости животных.
Жилище уж больно хлипкое, неподходящее для наших восточно-европейских морозов. Хотя, тогда, возможно, и потеплее было.
Сложная конструкция. И как-то археологи разгадали ее назначение.
Животные и их преследователи-охотники.
О вымершем виде:
Тарпан (лат. Equus ferus ferus, Equus gmelini) — вымерший предок современной лошади. Существовало две формы: степной тарпан и лесной тарпан.
Лесной тарпан населял Центральную Европу, Польшу, Белоруссию и Литву.
В Польше и Восточной Пруссии дожил до конца XVIII — начала XIX веков. Лесные тарпаны, жившие в зверинце в польском городе Замостье, были розданы крестьянам в 1808 году.
В результате свободного скрещивания с домашними лошадями они дали так называемого польского коника — похожую на тарпана небольшую серую лошадку с тёмным «ремнём» на спине и тёмными ногами.
Лесной тарпан был истреблён в Центральной Европе в средневековье, а на востоке ареала — в XVI—XVIII веках; последний убит в 1814 году на территории современной Калининградской области.
В польской части Беловежской Пущи в начале XX века из особей, собранных по крестьянским хозяйствам (в которых в разное время оказались тарпаны и дали потомство), были искусственно восстановлены так называемые тарпановидные лошади (коники), внешне выглядящие почти как тарпаны, и выпущены на волю. Впоследствии тарпановидные лошади были завезены и в белорусскую часть Беловежской Пущи.
Охотники, судя по всему, из высокородных Радзивиллов или кого-то вроде них из Великого княжества Литовского. 16-18 века.
Богатые ружья.
И на кого охотились наши благородные охотники для забавы.
Пышная королевская охота в XVIII веке вредила фауне Пущи: в первой половине XVIII в. был уничтожен благородный олень.
Еще об охотниках в Беловежской пуще:
После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году Беловежская пуща отошла к Российской империи, стала охотничьим хозяйством русских царей. В соответствии с указом 1802 году о заповедности Пущи и сохранении зубров был налажен их учет, однако вырубки леса продолжались.
Охотничий дворец, построенный в 1834 году в поселке Беловежа. Разрушен в годы Второй мировой войны.
Отчет императорской охоты: медведей-12, волков — 12, лисиц — 81 и т.д. Больше всего зайцев разных, белок и птиц (даже ворон считали).
А вот и те самые звери. Очень все красиво оформлено в этом музее.
Ну, за любовь.
На воде много всяких птиц: цапли, журавли, утки, гуси и прочие вальдшнепы …
Про бортничество:
Бортевое пчеловодство, бортничество (от слова «борть» — дупло дерева) — старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев. Дупла могли быть естественными или по нескольку дупел выдалбливали в толстых деревьях на высоте от 4 до 15 м.
Дупла могут также выдалбливаться в колодах, которые затем вешаются на стволах деревьев. Внутри дупел для укрепления сот создавались т. н. кресты, или снозы. Для отбора мёда использовались узкие длинные отверстия — должеи. Люди, занимающиеся бортничеством, именуются бортниками, или бортевиками.
Я тучка-тучка-тучка, а вовсе не медведь. Бортник перед подъемом готов к суровым испытаниям.
Эта бортная сосна найдена в Пуще в 2010 году. Ее возраст 350-370 лет.
И еще немного зверушек. Очень уж все здорово оформлено.
Естественный ареал енотовидной собаки — лесные и горно-лесные области северо-восточного Индокитая, Китая, Приамурья, Приморья, Японии и Корейского полуострова. В России она первоначально водилась только в Уссурийском крае и в южной части Амурской области.
С 1927 по 1957 год около 10 тыс. енотовидных собак для обогащения охотничьих угодий привезли и выпустили в 76 областях бывшего СССР. В азиатской части страны они не прижились, но в европейской части быстро расплодились и начали расселяться дальше, в том числе в страны Западной Европы, проникнув в Финляндию, Эстонию, Швецию, Польшу, Румынию, Чехию, Германию,Францию и Латвию.
Очень-очень красивый музей. Рекомендуем.
А мы едем дальше, в Пинск. Но по пути остановимся ненадолго в Каменце — посмотрим на знаменитую башню.
Город основан в 1276 году по распоряжению волынского князя Владимира Васильковича, строился градостроителем Алексой. Основатель бывал в городе в 1287 году.
В XIV веке вошёл в состав Великого княжества Литовского. В 1795 году присоединён к России. До революции входил в Брестский уезд Гродненской губернии.
В 1795—1940 город имел официальное название Каменец-Литовский для отличия от украинского Каменца-Подольского.
В городе сохранилась оборонно-сторожевая башня, зачастую ошибочно именуемая Белой Вежей. Башня была построена «градорубом» Алексой по приказу волынского князя Владимира Васильковича в период между 1276 и 1288 годами как центральное укрепление деревянной крепости.
Размеры башни: высота 30 метров, толщина стен 2,5 метра, наружный диаметр 13,5 метра, диаметр фундамента 16 метров, его высота 2,3 метра, общая площадь помещений около 300 м2
А сверху еще и окрестности осмотрим. Самое интересное — уже настоящие животные во дворе у холма.
Обзорная площадка башни ограждена 14-ю зубцами, через один прорезанные сквозными отверстиями, которые служили в качестве наблюдательных окон. С XIII века сохранился нетронутым только один зубец, все остальные в разное время подвергались реставрации.
Так просто на площадку не пускают — только с экскурсоводом. Решили отложить на этот раз.
Образец так называемого «псевдорусского стиля».
Условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам направлений историзма в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. Разновидность «национального романтизма».
Возьмем тот же ГУМ на Красной площади. Да, несколько вычурно, и совсем не романтично. Как кокошники на болельщиках.
Мемориал Великой Отечественной войны.
Но лето, все-таки. И хорошее путешествие.
А теперь к Пинску. Там будет что-то новое и интересное. Надеемся.