Выезжаем из Выборга, где прошлись по Старому городу, поднялись (а некоторые граждане испугались, ха-ха-ха) на башню святого Олафа и посмотрели на Замковый остров со стороны.
Едем назад не по «Скандинавии», а вдоль Залива по Приморскому шоссе.
Приморск. До 1948 года Койвисто, фин. Koivisto, от koivu, береза, также в прошлом именовался Берёзовое, Берёзовское, Бьёрке от швед. Björkö — березовый остров.
Главная достопримечательность Приморска — бывшая лютеранская кирха Святой Марии Магдалины. Шпиль высотой 60 метров виден почти отовсюду в Приморске. Эта кирха на 1800 мест была открыта в декабре 1904 года .
Построена рядом со старой деревянной церковью по проекту Йозефа Даниела Стенбека (1854-1929) в стиле финского романтизма или северного модерна. Стенбек получил образование в Германии и работал архитектором в Финляндии в начале XX века (на Карельском перешейке строил также в Терийоки — ныне Зеленогорск).
Сейчас здесь находится краеведческий музей.
В 1992 году у северного фасада кирхи, на месте старого воинского захоронения, был установлен небольшой памятник «Парус и крест», выполненный по проекту скульптора Алпы Саало, родившегося в Койвисто. Крест — символ памяти о тех, кто погиб здесь — о русских и финнах, военных и гражданских, парус — символ дружбы между русским и финским народами.
Одной из легенд, связанных с кирхой, является история, связанная с органом, на приобретение которого значительную сумму подарил Николай II в 1905 году: Таинственно исчезнувший орган финны не успели вывезти и спрятали в окрестных лесах. Из-за изменившейся местности его теперь не могут найти. В начале 90-х его безуспешно искал приехавший в Россию бывший пастор.
В книге «Ленинград действует» военный корреспондент Павел Лукницкий в записи от 19 июня 1944 года писал: «Вот и Койвисто. Впереди готическая кирха. Слева мол, пристань, трава и валуны до воды. Койвисто цел и невредим, никаких следов войны, никаких разрушений и укреплений, кроме старых заросших травою рвов, домов, взорванных или сожжённых в 1941 году и раньше… Осматриваем высокую кирху (на фасаде цифры «1904»), в которой какой-то сержант-музыкант вдумчиво играет на широкозвучном органе…»
С тех пор о судьбе органа неизвестно (есть даже версия, что его расплавили на грузила).
Выйдем на берег Финского залива. Это совсем рядом с кирхой. Лед еще не растаял у берега, но уже в воздухе невидимо летает весна. Хотя апрель — месяц, которому доверять нельзя. Заморозки могут вот-вот снова проявиться.
Но где-то вдалеке уже слышен мотор. Рыбаки выходят на воду и открывают сезон. Может быть, корюшки? Или просто покататься захотелось.
И память о войне в центральном сквере Приморска.
В 2000 году на дне между островами Вихревой и Игривый был обнаружен корпус бронекатера БКА-324, подорвавшегося на мине 4 июля 1944 года при выполнении боевого задания в Выборгском заливе в ходе Выборгской десантной операции.
При этом погибли 4 человека, а остальные 10 членов экипажа вместе с командиром, лейтенантом Осиповым, были сняты с катера.
Работы по подъёму зенитной 76,2-мм пушки, были завершены водолазной группой в августе 2009 года.
Зенитные пушки Лендера (Тарновского-Лендера или 8-К) образца 1914-1915 годов устанавливались на бронекатера в качестве вынужденной меры в 1941-1942 годах ввиду острой нехватки танковых башен.
Голуби деловито расхаживают по скверу. Угощение всегда найдется.
И котики, конечно. Приморские. Их тут очень много. А вот этих очень хорошо кормят в магазине «Приморский хлеб». Хлеб тоже вкусный.
А теперь дальше к дому.