В Эрмитаже. Немного итальянского искусства.

Дошли, наконец, до полотен итальянских живописцев. Вот только несколько картин. У каждой свой стиль и своя история.

Тициан (1488/1490-1576) — Бегство в Египет.
Полотно «Бегство в Египет» исполнено мастером в юности. В нем еще сказывается сильное влияние Джорджоне, с которым Тициан некоторое время совместно работал. Сюжет, распространенный в искусстве эпохи Возрождения, восходит к Евангелию от Матфея (2: 13-15). Спасая младенца Иисуса от преследований царя Ирода, Дева Мария с Иосифом бежали в Египет.

По одному из апокрифических Евангелий, Святое семейство сопровождал сын Иосифа Иаков Младший. Возможно, именно он изображен ведущим осла. Всех героев Священного Писания художник показал по-будничному просто: склонила голову усталая Мария, на крестьянский манер привязав к себе ребенка; Иаков деловито несет тюк; старается не отставать старец Иосиф. Большой размер холста позволил мастеру передать пейзаж широкой панорамой.

В Эрмитаже. Тициан. Бегство в Египет.

Очень много полотен на евангелические темы.

В Эрмитаже. Джорджоне. Мадонна с младенцем на фоне пейзажа (1503).

Лоренцо Лотто (итал. Lorenzo Lotto; 1480, Венеция — 1556, Лорето) — один из крупнейших венецианских живописцев. Неспособный к компромиссам и в творчестве, и в области духовной, Лоренцо Лотто прожил беспокойную жизнь и часто испытывал материальные затруднения.

Не подстраиваясь под господствовавшие вкусы, Лотто путешествовал в поисках заказчиков, которые могли бы понять и оценить его работы. После краткого периода успеха, он был забыт, а в Венеции осмеян. В конце XIX века (1895) Лотто был открыт вновь для широкой общественности искусствоведом Бернардом Беренсоном. По мнению Беренсона: «Чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана».

В Эрмитаже. Лоренцо Лотто. Отдых Святого Семейства на пути в Египет со Святой Юстиной. 1529-1530.

Еще один представитель венецианской школы — Себастьяно Лучани.

…В 1527 году нашествие немецко-испанского войска на Рим заставило художника удалиться в Венецию, где он написал несколько картин, среди которых удивительный портрет Андреа Дориа и превосходное «Несение Креста».

По возвращении получил от папы римского Климента VII в 1531 году доходную должность хранителя и прикладывателя свинцовых печатей к папским буллам и грамотам (отсюда его прозвище «дель Пьомбо»; il piombo = свинец) и по этому случаю принёс обет монашества. Под конец своей жизни занимался почти исключительно портретами и упражнялся в стихосложении.

В Эрмитаже. Себастьяно дель Пьомбо. Несение креста. 1537.

И замечательная светская живопись. Чудесные портреты эпохи Ренессанса.

В картинную галерею Эрмитажа портрет поступил с авторством Джорджоне. С середины XIX в. стали высказываться сомнения в этой атрибуции, а к концу XIX века полемика сосредоточилась на двух именах: Доменико Манчини и Доменико Каприоло.

Вероятнее всего, эрмитажную картину следует признать «Автопортретом» Доменико Каприоло и его наивысшим достижением, которое впоследствии ему не удалось повторить.

И все же проблему авторства эрмитажного портрета нельзя считать окончательно решенной – художественные достоинства картины настолько высоки, что заводят исследователей в атрибуционный тупик, поскольку столь виртуозным мастерством владели единицы. То же следует сказать и о попытках идентификации модели. (https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+Paintings/32117/?lng=ru)

В общем, они загадки. Да уж, 500 лет прошло.

В Эрмитаже. Доменико Каприоло. Портрет молодого человека. 1512.

Еще пройдемся. Но пройти мимо любой из картин трудно. Хотя у малых голландцев можно включать воображение.

В Эрмитаже. Себастьяно дель Пьомбо. Оплакивание. 1516.
В Эрмитаже. Парис Бордон. Портрет дамы с мальчиком. Середина 1530-х.

И здесь тайна. Про Любовь и Смерть. Якобы муж заказал этот портрет сразу после смерти любимой жены. И множество разнообразной символики умудряются увидеть искусствоведы. Но лица у супругов странные, да. Вначале показалось, сто чета требует деньги с должника.

В Эрмитаже. Лоренцо Лотто. Портрет супругов (Антонио Альярди и Аполлония Кассотти?). 1524-1525.
В Эрмитаже. Якопо Палма Старший. Мужской портрет. Между 1512 и 1515.

«Флора» — одна из самых известных картин в собрании музея. И одна из самых загадочных работ эпохи Ренессанса.

В коллекцию императорского Эрмитажа она попала в 1850 году как «Джоконда», приписываемая Леонардо да Винчи; ее приобрели на аукционе нидерландского короля Вильгельма II в Гааге за 40 тыс. флоринов. Поздние исследования доказали, что, скорее всего, работа принадлежит кисти Франческо Мельци.

Изменилось и ее название, сейчас картина называется «Флора» — так в мифологии звали супругу бога западного ветра Зефира, мать всех растений, которая питает и дает жизнь. Ее часто изображали с обнаженной грудью. Иногда встречается и другое название — «Коломбина»: в руках женщины — цветок аквилегии (водосбора), в Европе называемой «коломбина».  (http://www.theartnewspaper.ru/posts/6608/)

В Эрмитаже. Итальянское искусство. Франческо Мельци(1492-1570). Флора.

Еще одна загадочная история. Но улыбочка знакомая.

Из этой надписи мы извлекаем интересную, необычную информацию. Получается, что этот портрет не принадлежит Эрмитажу, а находится в частной коллекции какого-то петербуржца, который и одолжил картину государственному музею. Кроме того, авторство картины обсуждалось, и в итоге формулировка «Академия Леонардо да Винчи» была предложена одним из ведущих леонардоведов, профессором Педретти.

Любопытно: не каждый день в частных российских руках оказываются картины 15 века леонардесков, и обычно это достаточно увлекательные истории. Это полотно, как оказалось, купили на Кристис в 2010 году всего за 80 тыс. фунтов. С 1924 года оно принадлежало одному американскому музею, который начал распродавать всякое «барахло», чтобы пополнить фонды тем, что ему нужнее.

Далее — интересная информация об этой картине.

В Эрмитаже. Итальянское искусство. Академия Леонардо да Винчи. Портрет дамы в жёлтом платье. Конец XV в. Атрибуция профессора К. Педретти. Частная коллекция. Санкт-Петербург.

И про Караваджо. Микеланджело Меризи да Караваджо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 1571-1610) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко.

Живопись Караваджо, одного из величайших европейских художников XVII в., подчинена прежде всего стремлению убедительно передать материальность окружающего мира. «Юноша с лютней» — раннее произведение, но в нем уже в полной мере проявились все особенности художественного языка мастера. Фигура молодого человека, одетого в белую рубашку, четко выделяется на темном фоне стены. Резкое боковое освещение, собственные и падающие тени придают предметам почти осязаемую объемность и весомость.

Караваджо увлекает неповторимость окружающего мира; чертами индивидуальности наделено не только лицо юноши, но и предметы натюрморта: поврежденная груша, лютня с трещиной, затрепанные ноты. В них записана модная в те времена мелодия мадригала Жака Аркаделя (Якоба Аркадельта) «Вы знаете, что я вас люблю». Символика любви скрыта и в других предметах. До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что означает: «Его любовь закончилась неудачно». (https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+Paintings/31511/?lng=ru)

В Эрмитаже. Караваджо. Юноша с лютней. Около 1595 года.

Далее еще пройдемся по залам с итальянским искусством. Но лучше, конечно, все посмотреть самим. И с хорошим экскурсоводом.

Запись опубликована в рубрике В центре Петербурга с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *