Дошли, наконец, до полотен итальянских живописцев. Вот только несколько картин. У каждой свой стиль и своя история.
Тициан (1488/1490-1576) — Бегство в Египет.
Полотно «Бегство в Египет» исполнено мастером в юности. В нем еще сказывается сильное влияние Джорджоне, с которым Тициан некоторое время совместно работал. Сюжет, распространенный в искусстве эпохи Возрождения, восходит к Евангелию от Матфея (2: 13-15). Спасая младенца Иисуса от преследований царя Ирода, Дева Мария с Иосифом бежали в Египет.
По одному из апокрифических Евангелий, Святое семейство сопровождал сын Иосифа Иаков Младший. Возможно, именно он изображен ведущим осла. Всех героев Священного Писания художник показал по-будничному просто: склонила голову усталая Мария, на крестьянский манер привязав к себе ребенка; Иаков деловито несет тюк; старается не отставать старец Иосиф. Большой размер холста позволил мастеру передать пейзаж широкой панорамой.
Очень много полотен на евангелические темы.
Лоренцо Лотто (итал. Lorenzo Lotto; 1480, Венеция — 1556, Лорето) — один из крупнейших венецианских живописцев. Неспособный к компромиссам и в творчестве, и в области духовной, Лоренцо Лотто прожил беспокойную жизнь и часто испытывал материальные затруднения.
Не подстраиваясь под господствовавшие вкусы, Лотто путешествовал в поисках заказчиков, которые могли бы понять и оценить его работы. После краткого периода успеха, он был забыт, а в Венеции осмеян. В конце XIX века (1895) Лотто был открыт вновь для широкой общественности искусствоведом Бернардом Беренсоном. По мнению Беренсона: «Чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана».
Еще один представитель венецианской школы — Себастьяно Лучани.
…В 1527 году нашествие немецко-испанского войска на Рим заставило художника удалиться в Венецию, где он написал несколько картин, среди которых удивительный портрет Андреа Дориа и превосходное «Несение Креста».
По возвращении получил от папы римского Климента VII в 1531 году доходную должность хранителя и прикладывателя свинцовых печатей к папским буллам и грамотам (отсюда его прозвище «дель Пьомбо»; il piombo = свинец) и по этому случаю принёс обет монашества. Под конец своей жизни занимался почти исключительно портретами и упражнялся в стихосложении.
И замечательная светская живопись. Чудесные портреты эпохи Ренессанса.
В картинную галерею Эрмитажа портрет поступил с авторством Джорджоне. С середины XIX в. стали высказываться сомнения в этой атрибуции, а к концу XIX века полемика сосредоточилась на двух именах: Доменико Манчини и Доменико Каприоло.
Вероятнее всего, эрмитажную картину следует признать «Автопортретом» Доменико Каприоло и его наивысшим достижением, которое впоследствии ему не удалось повторить.
И все же проблему авторства эрмитажного портрета нельзя считать окончательно решенной – художественные достоинства картины настолько высоки, что заводят исследователей в атрибуционный тупик, поскольку столь виртуозным мастерством владели единицы. То же следует сказать и о попытках идентификации модели. (https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+Paintings/32117/?lng=ru)
В общем, они загадки. Да уж, 500 лет прошло.
Еще пройдемся. Но пройти мимо любой из картин трудно. Хотя у малых голландцев можно включать воображение.
И здесь тайна. Про Любовь и Смерть. Якобы муж заказал этот портрет сразу после смерти любимой жены. И множество разнообразной символики умудряются увидеть искусствоведы. Но лица у супругов странные, да. Вначале показалось, сто чета требует деньги с должника.
«Флора» — одна из самых известных картин в собрании музея. И одна из самых загадочных работ эпохи Ренессанса.
В коллекцию императорского Эрмитажа она попала в 1850 году как «Джоконда», приписываемая Леонардо да Винчи; ее приобрели на аукционе нидерландского короля Вильгельма II в Гааге за 40 тыс. флоринов. Поздние исследования доказали, что, скорее всего, работа принадлежит кисти Франческо Мельци.
Изменилось и ее название, сейчас картина называется «Флора» — так в мифологии звали супругу бога западного ветра Зефира, мать всех растений, которая питает и дает жизнь. Ее часто изображали с обнаженной грудью. Иногда встречается и другое название — «Коломбина»: в руках женщины — цветок аквилегии (водосбора), в Европе называемой «коломбина». (http://www.theartnewspaper.ru/posts/6608/)
Еще одна загадочная история. Но улыбочка знакомая.
Из этой надписи мы извлекаем интересную, необычную информацию. Получается, что этот портрет не принадлежит Эрмитажу, а находится в частной коллекции какого-то петербуржца, который и одолжил картину государственному музею. Кроме того, авторство картины обсуждалось, и в итоге формулировка «Академия Леонардо да Винчи» была предложена одним из ведущих леонардоведов, профессором Педретти.
Любопытно: не каждый день в частных российских руках оказываются картины 15 века леонардесков, и обычно это достаточно увлекательные истории. Это полотно, как оказалось, купили на Кристис в 2010 году всего за 80 тыс. фунтов. С 1924 года оно принадлежало одному американскому музею, который начал распродавать всякое «барахло», чтобы пополнить фонды тем, что ему нужнее.
Далее — интересная информация об этой картине.
И про Караваджо. Микеланджело Меризи да Караваджо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 1571-1610) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко.
Живопись Караваджо, одного из величайших европейских художников XVII в., подчинена прежде всего стремлению убедительно передать материальность окружающего мира. «Юноша с лютней» — раннее произведение, но в нем уже в полной мере проявились все особенности художественного языка мастера. Фигура молодого человека, одетого в белую рубашку, четко выделяется на темном фоне стены. Резкое боковое освещение, собственные и падающие тени придают предметам почти осязаемую объемность и весомость.
Караваджо увлекает неповторимость окружающего мира; чертами индивидуальности наделено не только лицо юноши, но и предметы натюрморта: поврежденная груша, лютня с трещиной, затрепанные ноты. В них записана модная в те времена мелодия мадригала Жака Аркаделя (Якоба Аркадельта) «Вы знаете, что я вас люблю». Символика любви скрыта и в других предметах. До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что означает: «Его любовь закончилась неудачно». (https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+Paintings/31511/?lng=ru)
Далее еще пройдемся по залам с итальянским искусством. Но лучше, конечно, все посмотреть самим. И с хорошим экскурсоводом.