Создание в Костроме музея деревянного зодчества (первоначальное название) связано со строительством на Волге плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища (1955—1957 гг.). В послевоенные годы (1946 — начало 1950-х) в Костромскую область было направлено несколько экспедиций Академии архитектуры СССР с целью выявления особо ценных памятников русской архитектуры. Первой стала экспедиция под руководством С. Л. Агафонова.
Для начала — веселье.
Создание коллекции музея началось с перевозки в Кострому с затапливаемых территорий замечательного памятника деревянного зодчества начала XVIII века — Спасо-Преображенской церкви из села Спас-Вёжи, поставленной на территории Нового города Ипатьевского монастыря в 1955 году.
В дальнейшем по проекту А. В. Ополовникова была перевезена и поставлена у стен Ипатьевского монастыря церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм (Галичский район Костромской области), а по проекту И. Ш. Шевелёва — церковь Всемилостливого Спаса из села Фоминское Костромского района.
Посмотрим на деревянное зодчество в Костроме. Похожий музей есть под Новгородом — Витославлицы.
Помимо памятников культового назначения перевозились и ставились у стен Ипатьевского монастыря крестьянские дома и хозяйственные постройки (бани, амбары, мельницы) XIX — нач. XX вв.
Мощные бревна и маленькие окошки.
Неплохой домишко — почти двухэтажный. Зажиточный был хозяин.
Всякий забавные штуки для этно-туристов есть. Все для забавы.
Хорошая штука. Но залезать на нее нельзя. Даже ребятишкам. И для чего это все?
Светло здесь. Хорошо построили.
Зайдем в дома. Обстановка простая, но не бедная. Все, что нужно в хозяйстве в здешних широтах.
Да, жарковато нынче. Только под тенью деревьев постоять или на пруд поглядеть. Может, полегче станет.
Фантазия работала. Все не по шаблону.
О России, которую мы потеряли. Вона — крестьяне лесопромышленниками становились.
Кто же ему позволил промышлять тем лесом? Чьи угодья лесные были? Одни вопросы. Но дом хорош. Бабам есть где с хозяйством развернуться.