Вот и завершаем нашу короткую поездку в Москву-столицу. Последний вечер. Все, конечно, не увидели. Но уже есть планы на будущее.
Напоследок, после посещения ВДНХ, заехали на Чистые пруды, а потом к дому-гостинице немного прошлись по Бульварному кольцо. Только для ознакомления, а не для вдумчивого познания.
Памятник Грибоедову установлен в 1959 году к 130-летию трагической гибели поэта. Некоторое время Грибоедов жил неподалек от этого места — в доме 42 на Мясницкой улице.
Внизу круглого постамента изображены герои пьесы «Горе от ума».
Абай (Ибрагим) Кунанбаев (каз. Абай Құнанбайұлы [ɑbɑj qʊnɑnbɑjʊlə] 1845-1904) — казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник новой волны казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с европейской культурой на основе просвещённого ислама.
Настоящее имя — Ибрагим, но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь.
Ты поймешь до конца,
Что палит нам сердца.
Взор твой скрыт, скромен вид,
Но горяч жар лица.
Холодна ты вполне
И к другим и ко мне.
Боль тая, слезы я
По твоей лью вине.
Косы тьмой, тьмой ночной
Над зарей, над рекой.
Лоб широк, взор глубок…
Ты лицо приоткрой!
Яркий рот – сладкий мед.
Блеск зубов – словно лед.
Потерял я покой,
Взгляд живой сердце жжет.
Гибок стан и высок.
Гнет его ветерок.
Ты бела, словно снег,
Ты нежна, как цветок.
Пусть дотла сердце сжег
Взор, что чист и глубок.
Страсти раб, я ослаб,
От любви занемог. (Перевод Марии Петровых).
А вот и Чистые пруды. И вот, собственно, дождь, под которым пришлось пройтись вдоль пруда. А потом и ливень начался.
Из истории (для немосквичей):
Не существует единого мнения о происхождении названия «Чистых прудов». По самой широко распространенной версии на месте нынешнего Чистого пруда в XVII веке находились «Поганые болота» или «Поганая лужа».
Происхождение названия «Поганые болота» также доподлинно неизвестно. Основная версия гласит о том, что «поганым» пруд стали называть за то, что в него сбрасывали нечистоты и отходы из располагавшихся рядом на Мясницкой улице мясных лавок.
Свое современное название «Чистые пруды» получили после того, как в конце XVII века Александр Меншиков велел очистить «Поганые пруды» и запретил впредь сбрасывать туда нечистоты.
И это тоже одна из версий. Никак не договорятся между собой москвичи-историки.
А это просто дождь прошел. Нормальный летний дождь.
Переходим на Сретенский бульвар. Интересный памятник Владимиру Шухову.
Владимир Григорьевич Шухов (1853 — 1939) — выдающийся русский и советский инженер, архитектор, изобретатель и учёный, вошедший в историю мировой архитектуры как новатор, впервые применивший для строительства зданий и башен сетчатые стальные оболочки и создавший на их основе первые в мире гиперболоидные конструкции.
Впоследствии найденные Шуховым решения стали широко использоваться в мировой архитектуре (и используются в наши дни). Помимо прочего, по проектам инженера были построены первый российский нефтепровод (Балаханы — Чёрный город, 1878) и нефтеперерабатывающий завод с установками крекинга нефти (1931). За годы работы Шухов участвовал в строительстве более 400 мостов, а также проектировал перекрытия ГУМа, Киевского вокзала, Главпочтамта и Музея изобразительных искусств имени Пушкина; по его проекту в Москве была построена знаменитая радиовышка на Шаболовке — Шуховская башня.
Памятник выполнен с портретным сходством, изображая Шухова в довольно характерном рабочем образе: с кипой свёрнутых в рулоны чертежей и линейкой в руке. Бронзовый инженер одет в костюм, поверх которого накинуто пальто. Постамент, также отлитый из бронзы, поражает количеством мелких деталей: он выполнен в виде усечённой гиперболоидной конструкции, 3 стороны которой украшены вертикальным фризом с рельефным изображением различных сооружений и конструкций, созданных по проектам Шухова, на фоне технической тематики (стилизованные чертежи, чертёжные и рабочие инструменты, книги, различные машинные узлы). Здесь можно обнаружить изображения Шуховской башни и Киевского вокзала, ГУМ, мосты, крекинговую установку, нефтепровод и нефтяные вышки.
Вокруг монумента установлены 4 стилизованные скамьи, также выполненные из бронзы: две из них выполнены в виде расколотых брёвен, на которых лежат различные инструменты (наковальня, тиски молоток), одна изображает стилизованный античный акведук, ещё одна выполнена в виде конструкции из перевёрнутой арки моста, колёс и шестерёнок. (https://kolomna-school10.ru/pamjatniki/pamjatnik-inzheneru-v-moskve/)
Голуби после дождя сушатся на инсталляции.
Об инженерном гении.
Вот и бульвар. Все умыто дождем.
Еще один памятник на этом бульваре. Юная Надежда Константиновна Крупская. Молодая революционерка.
Слова на одном из пилонов позади памятника:
Марксизм — дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь.
Мне выпало на долю большое счастье видеть, как росла сила и мощь рабочего класса, как росла его партия, пришлось быть свидетельницей величайшей в мире революции, видеть уже ростки нового, социалистического строя, видеть, как жизнь начинает перестраиваться в своих основах.
И напоследок, перед поворотом на Неглинную улицу, пройдемся по Рождественскому бульвару.
Евдокия Дмитриевна (1353—1407) — дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича. В 13-летнем возрасте выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского. Известна своей благотворительностью.
Известна также как преподобная Евфросиния Московская (в монашестве).С 1389 года, после кончины своего супруга, Евдокия Дмитриевна фактически стояла во главе Московского княжества, являясь блюстительницей престолонаследия среди сыновей. Она объявлялась гарантом завещания мужа.
Вот и все. Едем домой. На болота, на северо-запад. И снова по грибы.
Москва, надеемся, еще увидимся.
А нас не ждали.