Путешествие на Псковщину в начале мая. Псково-Печорская лавра.

В Псково-Печерской лавре бывали уже как-то летом. Посмотрим еще раз.

Печоры.. Водонапорная башня и Уличный фонарь.

Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами, называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом).

Народу — тьмя тьмущая. Все рванули в Псковскую область на майские праздники. Может, на шоппинг в Милане не попасть? Но и проверка при входе, как в аэропорту.

Псково-Печерский монастырь. Петровская башня. Вход на территорию монастыря.

В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Богородицы, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой.

Псково-Печерский монастырь. Старинная кладка скрепостных стен.
Псково-Печерский монастырь. Собор Архангела Михаила.
Псково-Печерский монастырь. У крепостных стен во дворе.
Псково-Печерский монастырь. Тайловская башня.

Собор в честь архистратига Божиего Михаила является самым большим строением монастыря. Был сооружён в 1815—1827 годах по проекту итальянского архитектора Луиджи Руска в стиле классицизма.

Собор построен в память избавления Пскова от нашествия Наполеона, произошедшего после совершения крестного хода с Псково-Печерской иконой Божией Матери Умиление вокруг Пскова.

В ночь на следующий день (8 (20) октября 1812 года) русские войска под командованием генерал-фельдмаршала графа Петра Витгенштейна освободили Полоцк (Второе сражение под Полоцком), тем самым избавив Псков от опасности.

Псково-Печерский монастырь. Михайловский собор.

Настоящий расцвет обители связан с её последующим игуменом, преподобномучеником Корнилием. В 1541 году он поставил в монастыре трапезную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, расширил Успенскую церковь, прокопал далее монастырские пещеры.

При нём обитель превратилась в сильную крепость, вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены (1558—1565 года) и построена надвратная церковь во имя Николая Чудотворца (1564 или 1565 год).

Туристов привезли.

Псково-Печерский монастырь. Никольская церковь.

Православная церковь, причислившая игумена Корнилия (1501-1570) к лику преподобномучеников, и некоторые ученые считают, что он был убит царём Иваном IV во время его похода на Псков. Согласно третьей Псковской летописи Корнилий в 1570 году во главе псковского духовенства встретил Ивана Грозного во время его приезда в Псков и служил молебен в Троицком соборе. После этого, встречая царя уже в своём монастыре, он был убит.

Псково-Печерский монастырь. У входа в Никольскую церковь.

По одному из преданий, Иоанн Грозный был ошеломлен видом мощной крепости, которую он заметил уже за двенадцать верст от монастыря и которую самовольно возвел Корнилий. Правда, есть мнение, что игумен сообщил царю о желании укрепить обитель «оградой», на что получил полуироничный ответ Гроз­ного с требованием, чтобы ограда была небольшой — «с расстеленную по земле воловью шкуру». Корнилий пообещал, а сам разрезал шкуру на тоненькие ремни и, связав их, поста­вил стены по той окружности, которая получилась от связан­ных ремней.

Есть и другая версия причины царского гнева. Она основывается на приписываемой Корнилию и братии мона­стыря поддержке опального князя Андрея Курбского, одно имя которого приводило Ивана IV в неистовство. Так или иначе, но, подъехав к монастырю и увидев печорскую твердыню, разгневанный царь заподозрил, что здесь, на самом рубеже го­сударства, за крепостными стенами, может скрываться изме­на. Он выхватил саблю и отсек голову игумену Корнилию, встречавшему царя хлебом-солью у раскрытых ворот обители. Местом кровавой трагедии стали Святые ворота.

Тотчас на царя нахлынуло раскаяние, и он, взяв на руки бездыханное тело игумена, понес его к Успенскому собору. Из раны Корнилия стекала кровь и тонкой красной нитью оставалась на камнях дорожки — кровавый след… И до сих пор дорога отНикольских ворот до Успенского собора, которой шел Иван Гроз­ный с телом Корнилия на руках, называется «кровавым путем».

Современные исследователи, например А. Б. Постников, и некоторые церковные историки (митрополит Иоанн (Снычев), игумен Алексий (Просвирин)) интерпретируют запись в повести о Псково-Печерском монастыре «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище» скорее как свидетельство о том, что Иван Грозный проводил Корнилия в последний путь, таким образом отдав ему дань уважения и оказав (посмертную) царскую почесть.

Короче, все туманно в этой истории.

Псково-Печерский монастырь. «Кровавый путь».

Императрица Анна Иоанновна была проездом в монастыре. И теперь здеь выставляется коляска, оставшаяся после ее посещения.

Существует три версии того, как коляска осталась в монастыре. По первой версии Анна Иоанновна проездом в октябре 1732 года была в монастыре, но на обратном пути выпал густой и мокрый снег, поэтому императрица была вынуждена оставить коляску и пересесть на сани.

По второй версии коляска Анны неожиданно сломалась, пока императрица была на монастырском богослужении, и ей пришлось оставить ее там.

Существует и более романтическая легенда появления коляски Анны в монастыре: проезжая по Печорской земле, на спицы коляски намоталась змея, а по поверью, это было дурным предзнаменованием и ехать далее было нельзя. Так Псково-Печерский монастырь обрел еще одну реликвию. (http://www.culture.pskov.ru/ru/persons/object/97)

Псково-Печерский монастырь. Коляска Анны Иоанновны.
Псково-Печерский монастырь. Лестница на гору.

Предания о начале монашеской жизни в этих пещерах зафиксированы в монастырской летописи и впоследствии развитые в псково-печерском патерике.

По преданию, пещеры стали известны местным жителям в 1392 году. Эта условная дата, совпадающая с годом смерти Сергия Радонежского, была выбрана для указания символической преемственности духовной жизни. В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар.

Да, что-то любили монахи в пещерах селиться. Вот вспоминается очень давнее путешествие в Киев и Дальние пещеры, и относительно недавнее в Холковский монастырь.

Псково-Печерский монастырь. Успенская церковь.

Нынче — все дорого-богато.

Псково-Печерский монастырь. Успенская церковь.

Согласно монастырской летописи в 1470 году в пещере поселился священник Иоанн, ранее служивший в церкви великомученика Георгия в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии).

Рядом с Богом зданными пещерами он ископал пещеру, в которой устроил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году.

В его трудах ему помогала супруга Мария, принявшая иноческий постриг с именем Васса.

После ее кончины Иоанн принял постриг с именем Иона. Иван Деменьтьев передал участок земли инокам и вскоре вокруг храма образовалась маленькая обитель. Пещеры стали кладбищем для иноков.

Псково-Печерский монастырь. Успенская церковь.
Псково-Печерский монастырь. Успенская церковь.
Псково-Печерский монастырь. Успенская церковь.
Псково-Печерский монастырь. Успенская церковь.
Псково-Печерский монастырь. Успенская церковь.
Псково-Печерский монастырь. Дом настоятеля.
Псково-Печерский монастырь. Посторонним В.
Псково-Печерский монастырь. Обратно по «Кровавому пути».
Псково-Печерский монастырь.

Очень красивое место. Но спокойствия и умиротворения при таком количестве туристов здесь не найти. Пройдемся вокруг крепостных стен. Там, у стен и полей точно поспокойнее будет.

Запись опубликована в рубрике Весеннее настроение, Путешествия с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *