Начинаем спуск по Чкаловской лестнице. Но сначала — летчик Чкалов.
Валерий Павлович Чка́лов (2 февраля 1904, Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя (ныне — Чкаловск, Городской округ город Чкаловск, Нижегородская область, Россия) — 15 декабря 1938, Москва, РСФСР, СССР) — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936).
Командир экипажа самолёта, совершившего 18−20 июня 1937 года первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Америку (Ванкувер, штат Вашингтон).
И на лестницу.
Чкаловская лестница (официальное название — Волжская лестница) — монументальная лестница в историческом центре Нижнего Новгорода, соединяющая Верхне-Волжскую и Нижне-Волжскую набережные. Построена по проекту архитекторов Александра Яковлева, Льва Руднева и Владимира Мунца. Являлась самой длинной лестницей в России до присоединения Крыма.
Лестница была заложена в 1944 году в честь победы в Сталинградской битве. Официально лестница именовалась Волжской, однако в 1980-х годах это название было вытеснено обывательским — Чкаловская, по расположенному в верхней части сооружения памятнику лётчику В. П. Чкалову.
Лестница начинается от смотровой площадки у памятника Чкалову, рядом с Георгиевской башней кремля. Построена в виде восьмёрки и состоит из 560 ступеней, если считать обе стороны «восьмёрки». Количество ступеней от низа до верха составляет 442 по правой стороне. В местах пересечений боковых спусков имеются смотровые площадки, всего их две. Лестница также ведёт к памятнику — катеру «Герой», который находится у самой Волги.
Начинаем долгий путь по лестнице к Волге.
Начинаем спуск.
Во времена Российской империи и до середины 40-х годов XX века территория на месте Чкаловской лестницы называлась Волжским откосом. Откос был одним из самых популярных мест среди нижегородцев и гостей города.
На его вершине, где сейчас находится памятник Валерию Чкалову, располагался полукруглый выступ, с которого открывался вид на Борскую пойму. Соединялся он с Благовещенской площадью (позже Советской, ныне — Минина и Пожарского). От него же начиналась Георгиевская набережная.
Идея создания лестницы на Волжском откосе появилась после открытия памятника В. П. Чкалову 15 декабря 1940 года.
Уже через двенадцать дней председатель Горьковского облисполкома Третьяков и секретарь Горьковского обкома ВКП(б) М. И. Родионов обратились в СНК СССР с просьбой «о выделении г. Горькому на 1941 г. капиталовложений в сумме 1 млн 125 тыс. рублей на благоустройство откоса у памятника В. П. Чкалову, устройство удобного спуска к воде в виде красивой и широкой (в 10—12 метров) лестницы и на приведение берега р. Волги в месте спуска лестницы в надлежащий порядок».
Этим планам помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
После победоносного завершения Сталинградской битвы 2 февраля 1943 произошёл коренной перелом в ходе Великой отечественной войны, а 6 февраля того же года на должность председателя Горьковского горисполкома был назначен Александр Михайлович Шульпин, инженер, до этого работавший начальником Архитектурно-планировочного управления Горьковского горсовета. Заступив на пост главы города, он проявил себя в качестве умелого руководителя и энергичного организатора.
Весной 1943 года именно Шульпин, во время командировки в Москву, добился выделения средств на строительство лестницы на Волжском откосе во времена Российской империи и до середины 40-х годов XX века территория на месте Чкаловской лестницы называлась Волжским откосом.
Откос был одним из самых популярных мест среди нижегородцев и гостей города. На его вершине, где сейчас находится памятник Валерию Чкалову, располагался полукруглый выступ, с которого открывался вид на Борскую пойму. Соединялся он с Благовещенской площадью (позже Советской, ныне — Минина и Пожарского). От него же начиналась Георгиевская набережная.
Замечательно красивое место даже в такой пасмурный день.
Катер «Герой» установлен на гранитном пьедестале у подножья Чкаловской лестницы. Героическое речное судно по инициативе ветеранов-речников было установлено в канун празднования юбилея Победы в мае 1985 года в честь моряков Волжской военной флотилии в самой живописной части Нижневолжской набережной.
Баркас «Герой» трудился на Волге почти 100 лет. Его путь начался с компании «Финн», основателями которой были братья Нобель. Катер участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в том числе в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Сталинградом. С 1967 года катер-ветеран каждую навигацию отправлялся в рейс по Волге в качестве музея боевой славы военного флота.
Утро может быть сколь угодно пасмурным или морозным, но рыбаки всегда на своем месте. Им всё нипочём.
Подъем долгий и сложный. Для непривычного туриста.
Но пора на Нижегородский кремль посмотреть. Сначала отдохнем после долгого подъема по лестнице. 560 степеней…